UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стало ли больше преступлений в публичных закупках

Авторы: Ярослав Пилипенко, Борис Нестеров

«Правоохранители открыли уголовное производство о возможной переплате на тендере» — вы точно хотя бы раз видели подобную новость. Возможно, там было не о переплате, а о коррупции или фиктивном выполнении договора. Но что происходило дальше? Проект DOZORRO разбирался, насколько часто в Украине открывают уголовные производства о возможных преступлениях в публичных закупках и чем это все заканчивается.

Читайте также: По делу о закупке трансформаторов по завышенным ценам АО «Харьковоблэнерго» объявили еще два подозрения

Кто отвечает за нарушение закупочного законодательства?

К ответственности могут привлечь уполномоченное лицо, объявившее закупку, а также руководителя предприятия, учреждения или организации, подписывающего соглашения. За нарушение законодательства предусмотрены, в частности, следующие виды наказаний:

Уголовная ответственность в целом применяется ко всем участникам, причастным к правонарушению. Но чаще всего распространяется именно на руководителя заказчика, объявившего закупку. К ответственности привлекают за следующее:

Справочно: существенным ущербом считается такой, который в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан (в 2024 году эта граница составляет 151 400 грн). Тяжкими последствиями считаются такие, которые в 250 и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан (в 2024-м это 378 500 грн).

Читайте также: Руководителя киевского госпредприятия подозревают в хищении 12 млн гривен на закупке защиты для танков

Уголовные производства проходят следующие основные этапы:

Досудебное расследование начинается в тот момент, когда сведения о правонарушении внесли в Единый реестр досудебных росследовний (ЕРДР). По его результатам прокурор должен или закрыть уголовное производство, или передать обвинительный акт в суд, где и будут устанавливать виновность человека.

Стало ли больше преступлений в публичных закупках?

В последние годы в Украине открывают относительно постоянное количество уголовных дел — в пределах 700–800 тысяч ежегодно. Немного меньше было только в 2022-м, в первый год полномасштабной войны, — 606 тысяч. Но вот в сфере государственных закупок за последние два года произошел бум регистрации новых уголовных производств. Если незадолго до полномасштабного вторжения их открывали по 300–340 в год, то в 2023-м количество зарегистрированных уголовных производств в этой сфере достигло 779. За первое полугодие 2024-го их уже 674. То есть доля таких дел в общей массе увеличилась с 0,04 до 0,19%.

Но только на основании этих чисел нельзя сказать, что в закупках резко увеличилась преступность, — надо смотреть, что с ними было дальше.

После регистрации правоохранители более глубоко расследуют возможное уголовное правонарушение. Они могут закрыть производство, если увидят, что в действительности преступления нет. В предыдущие годы закрывали от 110 до 240 уголовных дел. Для некоторых из них это происходило довольно быстро — в том же году, когда и открытие. Таких дел было приблизительно от 25 до 50. В других уголовных производствах между моментами регистрации и закрытия прошло больше времени.

После досудебного расследования дело передают в суд. С учетом продолжительности предыдущих этапов это может произойти не в том же году, когда его зарегистрировали, а через один, два или даже больше. Собственно, за последние годы в суд в том же году передавали от 20 до 40% открытых уголовных производств. Они составляли от трети до половины дел, оказавшихся в суде за этот период. Остальные были еще с прошлых лет.

Читайте также: "Укрзалізниця" должна отменить ограничения в тендерной документации, которые очень сокращают участие в закупках

Одним из показателей, действительно ли в публичных закупках выросла преступность, могло бы быть количество обвинительных приговоров суда. Ведь именно суд решает, виновен ли человек. Но именно этой статистики по сфере публичных закупок у госорганов нет. Они ведут учет приговоров по статьям Уголовного кодекса, но не по сферам, в которых совершили преступление. Это недостаток, ведь без количества обвинительных и оправдательных приговоров суда невозможно комплексно оценить уровень преступности в сфере, а также качество досудебных расследований.

Мы в DOZORRO отслеживаем ход и результаты тех уголовных производств, которые зарегистрировали благодаря нашим обращениям.

Что с делами, открытыми после обращения DOZORRO?

В 2023 году по нашим обращениям было открыто 41 уголовное производство — это 5% от всех дел в этой сфере, зарегистрированных в том году. Завышение цен (переплат) в публичных закупках касалось 40 производств. По состоянию на весну 2024 года по двум делам в суд направили обвинительный акт, пять — закрыли из-за отсутствия состава преступления. Еще по 34 производствам продолжалось досудебное расследование.

В 2024 году по обращению команды DOZORRO уже открыты 22 уголовных производства.

Читайте также: Экс-чиновника Минобороны Хмельницкого, подписывавшего закупки яиц по 17 гривен, выпустили из-под ареста

Чаще всего правоохранительные органы квалифицировали правонарушения, о которых мы сообщали, по статье 191 УКУ (завладение, растрата или присвоение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением) и статье 364 УКУ (злоупотребление властью или служебным положением).

Вместо выводов

Количество уголовных производств в закупках в последнее время существенно выросло: если в 2021-м их зарегистрировали 343, то в прошлом году — 779. Увеличилась и их доля в общем количестве дел: с 0,04 до 0,19%. В суд теперь передают приблизительно не 100, а 180 уголовных дел в год.

41 производство в 2023 году зарегистрировали по обращениям DOZORRO — это 5% от общего количества.

Читайте также: Экс-начальнику департамента «Укрэнерго» объявили подозрение в хищении денег при закупке бронежилетов

Вместе с тем только по этим данным нельзя сказать, что в публичных закупках стало больше коррупции или других преступлений. Сейчас нет статистики по решениям суда. А именно он определяет, виновен ли человек и какое наказание он понесет. В этой статистике должны быть заинтересованы и правительство, чтобы понимать состояние дел в сфере публичных закупок, и правоохранители. Поэтому надеемся, что госорганы будут собирать и такие данные, и призываем их к этому.

Материал подготовлен в рамках проекта «Поддержка цифровой трансформации», финансируемого USAID и UK Dev.