23 апреля оборонные заказчики начали публиковать информацию о неоружейных закупках в системе Prozorro.
С начала войны такая информация была закрытой — по мнению Минобороны, ее разглашение угрожало национальной безопасности. Пока в январе этого года после расследования Юрия Николова не разразился скандал с золотыми «яйцами по 17 гривен», которые закупал офис Резникова. В результате антикоррупционный комитет Верховной Рады в сотрудничестве с Центром противодействия коррупции и другими партнерами добился принятия закона, который и открыл часть информации о неоружейных закупках, а именно — цены за единицу товара.
По состоянию на 8 мая опубликовано более 10 тысяч отчетов. Глубокий анализ этих данных мы проведем после 22 июня, когда военные, согласно закону, будут обязаны отчитаться о всех закупках с 24 февраля 2022 года.
Тем не менее первые выводы уже, безусловно, можно сделать. Они имеют большое значение для улучшения контроля над закупками со стороны общественности и международных партнеров.
Какие выводы можно сделать из опубликованных закупок уже сейчас?
- Данные об опубликованных закупках точно не помогут россиянам и не навредят украинцам.
Например, самой первой информацией от военных стал отчет о закупке фекального насоса за 3695 грн.
Затем все пошло еще прозаичнее: продукты питания, запчасти, EcoFlow. Даже настольные игры и гитары для солдат, поскольку наши воины имеют полное право на отдых.
Непонятно, как эти данные помогут противнику. Даже если рассматривать только отчеты Минобороны, здесь увидеть риски тоже будет непросто. Большинство из них пока касаются текстильных изделий (формы, обуви, футболок и головных уборов) и топлива.
- В некоторых отчетах нет конкретных данных о предмете закупки. Это не дает понять, была ли завышена цена закупки.
Большинство закупок в системе имеют довольно неточное название. И если в случае с закупкой соли, сахара и сарделек это не создает никаких рисков, то с легковым автомобилем дело обстоит совершенно иначе.
Так, воинская часть Т0710 Государственной спецслужбы транспорта купила полноприводное транспортное средство за 2,5 млн грн. Но в закупке не указаны какие-либо подробности об автомобиле. Но ведь есть разница, когда покупают полноприводный пикап для линии фронта, например, Hilux, и «паркетный» джип типа Range Rover Evoque.
Или эта же часть закупила часы по цене до 19,7 тыс. грн. Одно дело — приобрести навороченный хронометр Luminox Original Navy Seal, входящий в десятку лучших тактических часов в мире по версии Gear patrol. И совсем другое, когда покупают смарт-часы Apple Watch.
Воинская часть А0515 Главного управления разведки закупила определенные часы стоимостью от 5 до 9 тыс. грн. Здесь в названиях часов добавлены буквы и цифры, но они не помогают идентифицировать точную модель.
Редко, но бывает, что военные заказчики вообще не расшифровывают предмет закупок. Например, войсковая часть Т0950 отчиталась о закупке одной упаковки «фармацевтической продукции» за 99 947 грн.
Фактически невозможно верифицировать стоимость закупки ботинок с высокими берцами, приобретенных Управлением государственной охраны Украины по цене 1,8 тыс. грн и Минобороны — по 2,3 тыс. И при этом можно сказать, что явно удачной является покупка тактических ботинок ZEPHYR GTX MID TF за 5,3 тыс. грн., минимальная цена которых в рознице составляет 6,6 тыс. грн.
- Воюющие подразделения отчитываются лучше тыловиков.
Основная цель закона о прозрачности неоружейных закупок — обеспечить отчетность крупных государственных заказчиков. Это Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба безопасности Украины и другие.
Однако вышло так, что в Prozzoro загружаются сотни отчетов от отдельных воинских частей, у которых множество боевых задач, в том числе у их закупщиков. Но некоторые заказчики с огромными закупочными подразделениями отчитываться не спешат. Например, после того как президент Владимир Зеленский 21 марта подписал закон, СБУ начала объявлять новые тендеры в Prozorro, а отчетов опубликовала лишь немногим более сорока. В то же время у действительно образцовой части A1225 ГУР, закупающей продукцию по максимально выгодным ценам, опубликованных закупок уже более 450 — в десять раз больше.
Решает ли закон проблему с «яйцами по 17» и «яблоками по 51»?
Закон о публикации информации о неоружейных закупках и быстрая разработка соответствующего инструмента в Prozorro — это только первый шаг к решению проблемы завышенных цен на продовольствие для ВСУ.
Система помогает выявлять признаки других подобных нарушений, если они имели место во время войны, и предотвращать их в будущем. Но чтобы поставить окончательную точку в данном скандале, этого, конечно, недостаточно. Для нашего государства здесь есть еще две важные задачи.
Во-первых, виновные в коррупции во время войны должны быть наказаны.
После скандала власть устроила «маски-шоу» с участием Государственного бюро расследований. В итоге Печерский суд назначил бывшему заместителю министра обороны Вячеславу Шаповалову меру пресечения, отправив его в СИЗО. Однако расследует ГБР в отношении Шаповалова не коррупцию, а «препятствование законной деятельности ВСУ и других воинских формирований». Хотя в официальных сообщениях ГБР речь идет именно о претензиях по поводу закупок некачественных товаров и переплат за них.
Такая нетипичная квалификация действительно коррупции может свидетельствовать не о намерении провести расследование, а скорее, о том, чтобы перехватить инициативу и потенциальные доказательства у профильного правоохранительного органа — Национального антикоррупционного бюро. Подобные схемы на практике используются для того, чтобы помешать реальному расследованию и получению результатов. Поэтому вполне вероятно, что кейс Шаповалова — это просто очередной информационный шум, призванный успокоить возмущенную общественность и спасти последнего от НАБУ.
Ведь еще до публичного разоблачения этой истории НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура начали расследовать закупки для армии. Но тщательные расследования могут длиться не один месяц, и эти сроки теперь выглядят оправданными. Важно, чтобы правоохранители собрали железные доказательства перед рассмотрением дела в суде, а это, безусловно, требует времени.
Во-вторых, систему закупок в Минобороны так и не изменили.
На заседании антикоррупционного комитета Верховной Рады 2 мая глава детективов НАБУ Андрей Калужинский подтвердил, что источником проблем стала сама схема закупок продовольствия в Минобороны. В частности, речь идет о фактическом сокрытии под видом «услуг» закупки продуктов. При этом сами услуги не предоставляются, а продовольствие заказывается по каталогу из 409 наименований. Глава детективов отметил, что из всего каталога на самом деле поставляется только треть продуктов. Это как раз самые популярные продукты: картофель, яйца, морковь и т.д. Именно их стоимость в контрактах существенно завышена. При этом стоимость продуктов, которые фактически не поставляются, значительно ниже рыночной. В результате низкая цена на не заказываемое продовольствие позволяет завышать цены на популярные продукты.
На сегодняшний день при Министерстве обороны создан Офис поддержки изменений, который будет заниматься вопросом изменения системы закупок. Люди, вошедшие в состав Офиса, уже имеют опыт реализации таких реформ. Но отправной точкой здесь должно стать создание и работа сервисного агентства, которое будет осуществлять эти закупки. Пока агентство не заработало, а люди, обладающие доверием и опытом в проведении реформ, не имеют должностей и полномочий, обещания изменений остаются только словами.
Об этом мы в Центре противодействия коррупции писали еще в феврале. А похожий месседж от министра обороны услышали всего несколько недель назад. Теперь самое главное, чтобы слова министра не разошлись с делами, как это уже бывало.
Ведь о проблемах с закупками продовольствия для ВСУ написали все топовые зарубежные СМИ. Включительно с The New York Times и The Economist, которые попадают на стол в Овальном кабинете и на Даунинг-стрит, 10.
И теперь и эти СМИ, и читатели из кабинетов в странах, которые сегодня предоставляют нам оружие и финансируют более 60% украинского бюджета, ждут от нас объяснений и реальных изменений.