Таможня и таможенные отчисления — едва ли не самый существенный источник наполнения государственного бюджета. Но это в теории. На практике же в сегодняшней Украине, к сожалению, это и близко не так. И слишком частая смена руководства таможни ситуацию не исправила — денег больше не стало. Парламенту даже пришлось работать над специальным проектом закона № 6490-д о полной перезагрузке таможни (проголосован в первом чтении). Что же на самом деле происходит в Государственной таможенной службе и как объективно оценить, а главное, улучшить эффективность ее работы?
«Тень» — мерило эффективности
Много лет универсальным индикатором эффективности работы таможенной службы был показатель наполнения бюджета (выполнения ожидаемых показателей). Показатель крайне субъективный как на стадии формирования прогнозов Минфина, так и на этапе взыскания налогов. Ведь на объемы уплаченных налогов влияют: девальвация гривни, изменение мировых цен, изменения в законодательстве (автомобили на еврономерах, временная отмена налогов на импорт, разовое оформление природного газа за минувшие периоды) и т. п.
Поэтому наполняемость бюджета никак не может быть объективным индикатором эффективности работы таможни.
Вместо этого нужна привязка эффективности работы таможенной и налоговой служб к уровню «тени» по ключевым налогам. А поступление таможенных платежей должно увеличиваться именно вследствие детенизации, а не роста физических объемов импорта бюджетоформирующих товаров или биржевых цен.
Такой показатель (tax gap) по разным видам налогов рассчитывает, например, налоговая служба Австралии, служба доходов Соединенного Королевства, Европейский Союз, а также предлагают эксперты для применения при оценке эффективности работы Государственной налоговой службы Украины.
«Теневые» потери госбюджета
По данным, полученным в результате экспертных исследований, объемы фальсификации цен в период с 2015 до 2021 год в счетах-фактурах на товары по внешнеэкономическим контрактам менялись согласно устойчивой тенденции к увеличению: от 9,35 млрд долл. США в 2015 году до почти 14 млрд долл. в 2021 году. Вместе с тем потери бюджета в 2021 году составили от 70 до 120 млрд грн.
Учитывая динамику стоимостных разрывов в 2021–2022 годах, масштабы потенциальной контрабанды и нарушения таможенных правил в 2022 году, можно оценить в пределах от 270 до 390 млрд грн с соответствующими потерями бюджета на сумму от 80 до 130 млрд грн в год.
Эффективность таможни
-
Во время контроля правильности определения таможенной стоимости
Из почти 311 млрд грн таможенных платежей, перечисленных налогоплательщиками за 2022 год, лишь немногим более 108 млн грн, то есть 0,04%, обеспечены благодаря работе по контролю над правильностью определения таможенной стоимости. В 99,96% случаев речь идет о добровольной уплате налогов в полном объеме.
Но это еще не все. Так, по результатам судебного обжалования (2021–2022 годы) в 77% случаев таможня проигрывала. Показатель доначисления дополнительных таможенных платежей по результатам корректировки таможенной стоимости по большей части нивелируется дальнейшим обжалованием в суде таких решений и признанием их неправомерными.
Соответственно, дискомфорт, возникающий у субъектов внешнеэкономической деятельности вследствие дискреционных полномочий таможни относительно контроля над определением таможенной стоимости, не соответствует ожидаемому фискальному эффекту.
-
Противодействие нарушениям таможенных правил
В целом за 2022 год рассматривалось 11 098 дел о нарушении таможенных правил на сумму 2,96 млрд грн.
По результатам рассмотрения дел о нарушении таможенных правил в 79% случаев выносили решение о наложении взыскания. Вместе с тем следует отметить, что в закрытых судами делах (11%) стоимость предметов правонарушений составляла в среднем 33% от общей стоимости предметов во всех делах, переданных для рассмотрения в суд.
-
Проверки и таможенный аудит
Анализ данных свидетельствует о снижении сумм таможенных платежей, доначисленных в пределах проведения документальных проверок. В перерасчете на одну проверку суммы доначислений увеличились до 784,3 тыс. грн без учета девальвации гривны. Кроме того, реально в бюджет поступает от 5 до 9% сумм доначисленных таможенных платежей.
Подробный обзор работы таможни по восьми показателям: поступление таможенных платежей в разрезе tax gap, эффективность работы таможни во время контроля правильности определения таможенной стоимости, контроль правильности классификации товаров, контроль страны происхождения, противодействие нарушениям таможенных правил, таможенное оформление товаров, импортируемых в контейнерах, проверки, осуществленные подразделениями таможенного аудита, время таможенного оформления — в мониторинге ГТС.
Как улучшить работу таможни?
Очевидно, что работа ГТС, согласно измеряемым показателям, неэффективна, положительных изменений за последние годы не наблюдается. Таможня нуждается в значительных институционных изменениях — необходимо ее перезагрузить, предусмотреть переизбрание руководителя ГТС на прозрачных конкурсах при участии международных экспертов и провести переаттестацию сотрудников (проект закона №6490-д). Кроме того, необходимо автоматизировать процессы, внедрить новую ІТ-систему таможни для минимизации человеческого фактора и т. п.
Важно также утвердить на уровне Кабмина набор КРІ и ввести оценку эффективности работы таможни ежемесячно либо ежеквартально. Для наглядности отображения показателей предлагается создать веб-сервис, на котором регулярно публиковать данные относительно:
- мониторинга контрольных показателей деятельности таможенной службы;
- прогресса выполнения пунктов реформирования.
Эти КРІ должны быть сосредоточены на главном — демонстрировать успехи (или провалы) работы таможенной службы в борьбе с «серым» импортом и контрабандой, а также удобство при оформлении грузов и сервисов в целом для «белого» бизнеса. Это должны быть главные критерии, по которым власть и общество увидят результаты работы ГТС.
Специалисты ведущих аналитических центров уверены, что нельзя и дальше ждать, оставив таможню в ее нынешнем состоянии, в то время как госбюджет ежегодно теряет свыше 100 млрд грн от ее некачественной работы. Необходимо срочно реализовать все возможные инструменты, которые могут поспособствовать построению эффективной независимой европейской таможенной службы.