Законопроект о градостроительной реформе №5655 стал основным сигналом о возможной ошибочности процессов в Национальном агентстве по предотвращению коррупции, пишет в материале «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал институции или Новикова?» редактор отдела политики Инна Ведерникова.
Журналистка напоминает, что этим законопроектом закладывается коррупционная основа во всей области градостроительства, которая будет играть ключевую роль в послевоенном восстановлении.
Что касается роли НАПК, то выводы по документу оно опубликовало буквально через три месяца после его регистрации, в октябре 2021 года. Агентство призвало к принятию Градостроительного кодекса и отметило, что «проект закона содержит коррупциогенные факторы и нуждается в доработке с учетом указанных рекомендаций».
Обсуждение законопроекта в обществе и его жесткое лоббирование главой партии «Слуга народа» Еленой Шуляк продолжалось почти год. Но интересен в истории тот нюанс, что глава НАПК Александр Новиков, лично отвечающий за антикорэкспертизу законопроектов, передал всю официальную часть коммуникации относительно №5655 своему новому заместителю Андрею Вишневскому. За подписями которого в Верховную Раду 30 ноября 2022 года и пришло письмо с лаконичным выводом: новая редакция проекта 5655 не отвечает антикоррупционной стратегии. Доработайте! И восемь страниц рекомендаций.
Отметим, что НАПК не может повлиять на принятие закона с коррупционными выводами, а лишь огласить наличие таких факторов в документе. При этом может также и не проводить повторный анализ законопроекта перед вторым чтением, если таковой уже был. И если, конечно, глава агентства не заинтересован в устранении всех коррупционных рисков: в законе нет четкой формулировки о повторной экспертизе. Но есть право у НАПК ее провести.
Отметим, что НАПК не может повлиять на принятие закона с коррупционными выводами, а лишь огласить наличие таких факторов в документе. При этом может также и не проводить повторный анализ законопроекта перед вторым чтением, если таковой уже был. И если, конечно, глава агентства не заинтересован в устранении всех коррупционных рисков: в законе нет четкой формулировки о повторной экспертизе. Но есть право у НАПК ее провести.
В то же время, никакой публичной коммуникации относительно своей официальной позиции НАПК не осуществляет. 8 декабря 2022 года НАПК за подписью Вишневского дает ответ Союзу архитекторов, уточнив, что, по информации профильного комитета, заседание которого состоялось в тот же день, замечания НАПК учтены, однако окончательный вариант документа НАПК до сих пор не получило.
13 декабря 2022 года парламент проголосовал законопроект №5655, а на следующий день, 14 декабря, Александр Новиков в интервью НВ заявил, что «все выводы антикоррупционной экспертизы и рекомендации НАПК полностью учтены. С точки зрения антикоррупционных механизмов, агентство не видит статей, которые создавали бы коррупционные риски».
Однако все оказалось не так просто, потому что 26 декабря 2022 НАПК направило ответ на повторный запрос Национального союза архитекторов Украины относительно соответствия принятого закона, в котором заявлено, что «представители агентства не участвовали в заседании комитета 8 декабря, а также не присутствовали в день голосования, а окончательный текст, поданный на подпись президенту, до сих пор не опубликован». То есть окончательный вариант принятого текста им не известен, как и тот факт, учтены ли замечания НАПК. При этом ответ подписан Андреем Вишневским, заместителем Новикова, который коммуникировал по поводу экспертизы закона.
«То есть Новиков 14 декабря такую возможность (знакомиться с принятым документом) имел, а его заместитель 26-го – нет», – указывает Инна Ведерникова на определенную нестыковку в НАПК.
Самого Вишневского через несколько месяцев таки уволят из НАПК. Правда, через другой кейс, где он также осмелился озвучить позицию, отличавшуюся от позиции главы НАПК.
В то же время относительно законопроекта №5655 Вишневский акцентировал внимание на невыполненном пятом пункте замечаний и рекомендаций и добавил, что «Национальное агентство всегда отмечало, что основным коррупционным риском этого закона считает его разработку недостаточно открытым и инклюзивным способом, с нарушением принципа прозрачности. общественного мнения».
«В настоящее время Александр Новиков активно посещает мероприятия Мининфраструктуры, где автор 5655 Елена Шуляк рассказывает о «прозрачных началах, на которых будет строиться будущее восстановление Украины». В частности о «философии закона, буквально прошитого жестким принуждением коррумпированной местной власти навести порядок в градостроительной документации», - отмечает автор материала и напоминает совсем другие по риторике рекомендации НАПК: «В редакции проекта закона усиливается роль градостроительных условий и ограничений и нивелируется градостроительная равные».
Собеседник журналистки в Агентстве отмечает, что институциональная способность НАПК по антикоррупционной экспертизе очень слаба. В частности, наличие только одного небольшого управления на таком большом и сложном направлении не решает проблемы, но позволяет успешно помогать министрам и депутатам, которые обращаются в НАПК в процессе подготовки законопроектов.
«Нацагентству нужно иметь достаточное количество глубоких экспертов во всех ключевых секторах. И процедуру следует усовершенствовать — исключить правовую неопределенность и возможность вдвойне толковать нормы, чтобы не возникало таких ситуаций, как из 5655. Ресурсы управления антикорэкспертизы должны быть в несколько раз больше. Тогда НАПК станет одной из ведущих частей системы предотвращения коррупции с ее сдерживаниями и противовесами, включающей Минюст, Антикоркомитет ВРУ и экспертное управление аппарата парламента», - отметил источник в НАПК.
Отметим, что только почти через год издание «Цензор.нет» опубликовало стенограмму заседания Комитета Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства от 28.11.2022, на котором обсуждалась «реформа» градостроительства в виде законопроекта 5655. При этом в Аппарате ВРУ утверждали, что поскольку заседания Комитета проходили в режиме видеоконференций, видеозапись и стенограмма не велись.
Однако стенограмма существует и из нее становится ясно, что НАПК могло быть в сговоре с главой партии «Слуга народа» Еленой Шуляк, которая продвигала законопроект в пользу застройщиков.
На заседании комитета заместитель председателя НАПК Андрей Вишневский подчеркивал, что текст, который рассматривается на Комитете повторно, это «очевидно совсем другой текст, чем вывешенный на сайте Верховной Рады до второго чтения».
Тогда НАПК настаивала на повторном проведении антикоррупционной экспертизы документа.
Уже 8 декабря на заседание Комитета Елена Шуляк соврала о полном учете всех замечаний НАПК, хотя большинство замечаний учтено не было, а НАПК не провело повторную экспертизу, как должно было это сделать. Это позволило протянуть законопроект через комитет, а затем принять в Раде.
"В то же время, Елена Шуляк поручила уничтожить официальные документы Верховной Рады, чтобы прикрыть свою ложь и коррупционный сговор с руководством НАПК", - отмечает бывший депутат Юрий Левченко, предоставивший изданию "Цензор.нет" стенограмму заседания Комитета ВРУ.