Бюро экономической безопасности и Служба безопасности Украины открыли дело против олигарха Игоря Коломойского в то время, когда Национальное антикоррупционное бюро готовило ему подозрение. Зачем это было нужно, и какова роль в этом судьи ВАКС Олега Ткаченко, объяснил глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин «Спасти (не)рядового Коломойского».
«НАБУ и САП планировали вручить подозрение Коломойскому на День Независимости, 24 августа. Активная фаза расследования продолжалась несколько месяцев. Но впоследствии подозрение решили отложить на начало сентября, в частности из-за командировок руководства антикорорганов в США», – пишет Шабунин.
По данным СМИ, детективы вызвали Коломойского к себе повесткой к началу сентября, где ему должны были вручить подозрение. Но СБУ и БЭБ решили воспользоваться отсутствием руководства антикоррупционных органов и сыграли на опережение. После этого Коломойский был закрыт в изоляторе СБУ.
«СБУ и БЭБ одержали информационную победу, первыми вручив подозрение, а также получили эксклюзивную возможность контролировать все движения НАБУ по олигарху. В частности, когда 7 сентября детективы посетили гости Коломойского в изолятор СБУ, то не могли быстро в него попасть, потому что изолятор кто-то «заминировал». Кроме того, потенциально следователи этих органов могут изымать важные для НАБУ доказательства или, напротив, инициировать ознакомление с материалами по делу НАБУ через временные доступы», – пояснил Шабунин.
Второе подозрение, врученное антикоррупционными органами, касается дела о присвоении денег «Приватбанка». По данным следствия, Коломойский в должности главы Днепропетровской ОГА разработал план завладения средствами «Приватбанка», по которому из банка искусственно вывели 9,2 млрд грн. Часть этих денег на сумму более 446 млн грн впоследствии перечислили на личный счет Коломойского, а он эти средства внес в уставный капитал «Привата», чтобы выполнить требования НБУ по оздоровлению банка.
Антикоррупционные органы на своем сайте расписали суть схемы, к которой кроме Коломойского, вероятно, были привлечены еще пять человек:
- бывший председатель правления «ПриватБанка» Александр Дубилет;
- его заместитель Людмила Шмальченко;
- начальница департамента межбанковских операций Надежда Конопкина;
- заместитель руководителя департамента по обслуживанию счетов банков-корреспондентов Татьяна Якименко;
- директор департамента межбанковского дилинга Ярослав Луговой, одновременно являвшийся доверенным представителем компании-нерезидента, связанной с «Приватбанком».
«Ничто не предвещало проблем по делу на этом этапе, пока на арену не вышел следователь судья ВАКС Олег Ткаченко. Он отпустил задержанного фигуранта дела Ярослава Лугового и даже не захотел проверять обоснованность его подозрения, а также решил не рассматривать ходатайство о залоге Татьяны Якименко», – пишет Шабунин.
По словам главы ЦПК, для мотивации своего решения Ткаченко использовал так называемые поправки Лозового, устанавливающие особенности прохождения сроков расследования в производствах, начатых после 16 марта 2018 года (дата вступления в действие «поправок Лозового»).
Однако законодатель, принимая так называемые поправки Лозового, четко и недвусмысленно расписал, что эти изменения не имеют обратного действия во времени и применяются только к тем делам, сведения по которым внесены в реестр после 15 марта 2018 (пункт 4 §2 раздела 4 закона № 2147-VIII от 03.10.2017).
«Коломойскому, Луговому и компании сообщили о подозрении по делу, которое было открыто в марте 2017 года, поэтому сроки расследования никак не могли истечь в сентябре 2018-го. В своем постановлении Ткаченко также пишет, что генпрокурор Венедиктова не имела права продлевать сроки расследования, и ее постановления не соответствуют принципу надлежащей правовой процедуры (due process). Однако такая процедура была определена законом и даже применялась в практике ВАКС», – отметил Шабунин.
Ткаченко же по словам автора наплевал на это, и в результате дело Коломойского могут похоронить еще на старте. Это если апелляционная палата ВАКС не исправит ошибку. Заседание по этому делу, вероятнее всего, будет в начале октября.
«Кстати, через несколько дней после решения Ткаченко в отношении Лугового судья ВАКС Лариса Задорожная применила к другой подозреваемой по этому делу, Надежде Конопкиной, залог в 1,61 млн грн. Это значит, что подозрение НАБУ является обоснованным, а срок расследования по делу еще не истек», – добавил Шабунин.
Напомним, Шевченковский районный суд города Киева избрал меру пресечения Игорю Коломойскому в виде содержания под стражей в течение двух месяцев с альтернативой внесения залога в размере 509 миллионов гривен. Тогда олигарх отказался вносить залог.
Впоследствии НАБУ вручило Коломойскому новое подозрение в завладении 9,2 млрд. грн. «Приватбанка». По данным ZN.UA, это лишь один из эпизодов по выводу средств из ПриватБанка, над которыми работает НАБУ. Отметим, что НАБУ подозревает бывшего председателя правления «ПриватБанка» Александра Дубилета по двум эпизодам растраты средств учреждения – почти 137 млн и 8,2 млрд гривен.
Также НАБУ арестовало активы Коломойского. Среди них – доли в уставном капитале обществ, которыми олигарх владеет прямо или косвенно, в разрезе 307 юридических лиц, в том числе акционерных обществ, расчетной стоимостью более 3 млрд грн, а также почти 1 тысячи объектов недвижимого имущества и более 1,6 тысячи транспортных средств и судов.