Вопрос присутствия на военном параде в Москве по случаю 70-й годовщины со Дня победы над Третьим рейхом станет первым и сложным вопросом для нового министра иностранных дел Великобритании после выборов. Учитывая военную агрессию России против Украины, политические риски очень высоки.
Однако отправить высокого представителя Великобритании в Москву 9 мая стоило бы. Об этом на страницах The Times пишет обозреватель Роджер Бойз.
Он замечает, что санкции против России за ее военное вторжение в Украину сильно навредили российской экономике. Всемирный банк прогнозирует, что в этом году ВВП РФ сократится на 3,8%. А в Москве признают, что 25% своих проектов пришлось заморозить из-за санкции и потери доступа к международным кредитным рынкам.
Но все это не повлияло на отношение россиян к своему президенту Владимиру Путину. Он пользуется высокой поддержкой избирателей и во всех бедах винит Запад. Многие россияне соглашаются с этим, и поэтому Европе не удается санкциями повлиять на поведение Путина.
Самое время скорректировать стратегию Запада. Это не значит, что нужно смягчить санкции, о чем в последнее время говорят дипломаты. Наоборот, стоит продемонстрировать, что они будут усиливаться с каждым агрессивным жестом России против Украины. Кроме того, следует усилить финансовую изоляцию россиян, если Кремль не согласится выполнить минские договоренности и не прекратит подогревать конфликт. Это может разделить политическую элиту в России.
Однако при этом Западу нужно найти канал коммуникации с простыми россиянами и дать им понять, что санкции нацелены не против них, а против Владимира Путина и элиты в Кремле, которая обогащается за счет страны. Поэтому отказ чтить память миллионов советских солдат, которые погибли во Второй мировой войне, не сработает на пользу установления этого диалога с россиянами.
"Великобритания должна публично признать миллионы жертв, которых потеряла Россия во время войны и их важную роль в победе над Гитлером. Как когдато сказал Джон Уэсли: "Тот, кто не свободен, не враг, а пострадавший". Другими словами, мы не можем демонизировать граждан страны с автократическим режимом, который страдает от клаустрофобии", - говорится в статье.
Автор советует отправить в Москву для чествования погибших во время Второй мировой войны принца Майкла Кентского, который "похож на российского царя Николая II". Если же Великобритания хочет избежать присутствия на параде танков и военной техники, которая используется в войне против Украины, можно поступить так, как канцлер Германии Ангела Меркель. Она решила приехать в Москву и почтить погибших во Второй мировой войне на следующий день после парада на Красной площади.
При этом Лондон также может почтить память и украинцев, которые погибли в войне против нацизма в составе Красной армии и тем самым не позволить Кремлю заявлять о "фашистах" в Киеве.
"Западу следует показать при помощи своей политики и сигналов, что Путин некомпетентен и впечатлительный лидер, окруженный приспешниками, которые не заинтересованы в развитии России. Мы можем сделать это, помогая российской оппозиции объединить усилия и поддерживая неправительственные организации, которые разоблачают коррупционеров. Мы должны быть готовы дать ответ на вопрос: а что будет после Путина? Пока мы не учтем риски в своей политике, до тех пор будет существовать опасение, что в России появится кто-то значительно хуже, чем Путин", - пишет обозреватель.
Ранее издание Financial Times писало, что Москва демонстрирует свою воинскую отвагу накануне парада 9 мая. Во время часовой репетиции в ночь на понедельник был впервые в полной мере продемонстрирован публично танк Т-14 "Армата". Автор статьи считает, что этот танк демонстрирует те амбиции, которые стоят за массированной программой перевооружения российской армии.
В это же время, в интервью Colta Лилия Шевцова, старший научный сотрудник института Брукингса, одного из важнейших аналитических центров США, милитаризация обернется для России катастрофой и ускорит падение системы. Она напомнила о выводе, сделанном аналитиком цивилизаций Арнольдом Тойнби: государство, которое давит на педаль милитаризации и поиск врага, вступает на путь самоубийства.