Согласно известному закону энергетической политики, низкая цена на нефть должна побудить вскоре Россию прекратить свои агрессивные действия, пишет обозреватель Леонид Бершидский для Bloombergview.
Пять лет назад Томас Л. Фридман лихо сформулировал "Первый закон петрополитики", опираясь на исследования, показывающие, что нефтедобывающие страны, как правило, ведут себя более репрессивно и агрессивно, когда цены на нефть высоки. Уход России к авторитаризму и опасному национализму за последнее десятилетие, кажется, подтверждает эту теорию. Но нет уверенности, что закон будет иметь и обратное действие.
Фридман был, пожалуй, самым красноречивым, но далеко не первым сторонником этой теории. Еще в 2001 году Майкл Л. Росс из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе доказал, что доходы от продажи нефти обратно пропорциональны силе демократических институтов. Его объяснение было основано на финансовой независимости нефтяных государств от потребностей большинства населения. Государственные расходы в таких странах, как правило, сосредоточены на покровительстве и на предотвращении возникновения активных социальных классов, которые хотят создавать свою собственную судьбу.
Следствием первого закона петрополитики является тенденция нефтяных государств действовать агрессивно по отношению к странам зарубежья. Каллен С. Хендрикс из Университета Денвера писал о том, что нефтяные государства, как правило, тратят много на безопасность, чтобы защитить свои скудные ресурсы, а затем использовать свои сильные вооруженные силы, чтобы напасть на других, потому что они испытывают чувство безнаказанности.
В своей колонке для Washington Post Хендрикс использовал свои выводы и заявил, что при резком падении цен на нефть мир не станет более мирным, потому что в результате неопределенности в нефтяные государства станут более уязвимыми.
Если теория петрополитики, подкрепленная десятилетиями реальных данных, действительно оправдывается, то Россия в ближайшее время должна начать склоняется к более либеральной внутренней политике и прекращении своей внешней агрессии.
А пока, пишет Бершидский, Путин обратился к патриотизму и попросил россиян "затянуть потуже пояса", чтобы Россия смогла удержать свои геополитические амбиции.
Источники говорят, что российский президент и его ближайшее окружение надеются, что их дела пойдут вверх в течение следующего года или двух, что позволит России укрепить свою валюту, вернуть обычный строй и продолжать заниматься расточительством.
"Если мы находимся в низком цикле цены, которая будет длиться в течение пяти-семи лет, Путин и его система будут уничтожены", - заявил главный советник администрации бывшего президента Дмитрия Медведева.
Такой исход согласуется с теорией, согласно которой дешевая нефть "взывает" к демократии и подавляет агрессию. Так было с Советским союзом, напоминает автор.
"Если нефть останется дешевой – это станет последним испытанием Путина придет в 2016 году", - считает Бершидский. Если же репрессии и националистическая риторика придержат его популярность, то первый закон петрополитики, возможно, нужно было бы пересмотреть из-за такого "частного" случая: загнанный в угол диктатор все еще может постоять за себя.
Тем временем цены на нефть достигли пятилетнего минимума - меньше $ 66. C июня нефть подешевела на 40%, ОПЕК в ноябре не стала сокращать ее добычу, что могло бы поддержать рынок, а крупнейший экспортер картеля Саудовская Аравия снизила цены на январские партии для США и Азии. Гендиректор национальной нефтяной компании Кувейта прогнозирует, что мировые цены будут держаться около $ 65за баррель в течение шести-семи месяцев.