UA / RU
Поддержать ZN.ua

WSJ: Война в Украине заставляет НАТО улучшить свою систему транспортировки техники

Альянс работает с ЕС, чтобы преодолеть препятствия для быстрого передвижения оружия на континенте.

В сентябре, когда Франция хотела отправить свои танки Leclerc в Румынию, чтобы укрепить оборону своего союзника по НАТО, другой союзник – Германия – не разрешил транспортировать их через свои автострады. Однако проблема была вовсе не в политической оппозиции или вспышке демонстраций за мир, а в тяжелых французских транспортерах.

Вес бортовых платформ на каждой оси превышал допустимые ограничения на большинстве немецких дорог, - объяснили немецкие чиновники, которые отвергли предложенный Парижем маршрут как неприемлемый. В конце концов, Франция отправила танки по железной дороге, что заняло больше времени.

«Российское вторжение в Украину разоблачило слабости и недостатки всех европейских армий: от ограниченных возможностей ПВО до недостаточных запасов боеприпасов. Оно также стало болезненным напоминанием о проблеме, которая беспокоила планировщиков НАТО на протяжении последних лет, а именно о сложности транспортировки военного оборудования на континенте», – пишет Wall Street Journal.

Во время Холодной войны НАТО был готов воевать с СССР, а значит, мог не только запускать снаряды, но и доставлять их войскам. Страны альянса без устали проводили боевые и логистические учения, используя грузовики, вагоны, самолеты и корабли, которые только были в их распоряжении. После распада СССР распалась и европейская инфраструктура обеспечения. Квартирмейстры и гражданские транспортные службы перестали проводить совещания. Железные дороги Западной Европы распродали подвижной состав, предназначенный для войны. Правительства ввели регулирования, ограничивающие движение боеприпасов, взрывчатки и других опасных материалов через границы.

Читайте также: Поставки оружия: Украина успешно ввела логистическую систему LOGFAS от НАТО

Расширение НАТО за счет вступления стран бывшего Варшавского договора еще больше усугубило ситуацию. Потому что никто не знал, какие дороги и железнодорожные пути там лучше было бы использовать в случае начала кризиса. Годами никто не проводил анализ мостов, тоннелей и переходов в новых странах НАТО, потому что в этом не было нужды. Любая угроза безопасности из-за отсутствия автомобильных путей высокой пропускной способности казалась очень удаленной. А затем Россия аннексировала Крым в 2014 году, а также разожгла войну на востоке Украины. Дух войны вновь стал ощутим на границах НАТО. Стало ясно, что Европе нужно снова овладеть уже забытыми логистическими навыками.

Генерал Армии США Бен Ходжес, бывший главнокомандующий американскими войсками в Европе, потратил 4 года, пытаясь повысить мобильность сил. Он отмечал, что военная техника должна передвигаться по Шенгенской зоне так же легко, как и люди. В 2018 году, когда генерал Ходжес ушел в отставку, НАТО создало две новые командные структуры: одна занимается логистикой в Европе, а другая - доставкой через Атлантический океан. ЕС, избегающий прямого участия в боях, но пытающийся помочь своим армиям действовать более эффективно, тоже начал уделять внимание военной мобильности. В рамках ЕС был запущен проект под названием Европейское оборонное агентство, в котором председательствуют Нидерланды. Теперь к нему присоединились страны НАТО, не входящие в ЕС, в частности Норвегия, Канада и США. Учитывая серьезность проблемы мобильности, ЕС позволил Великобритании участвовать в проекте, несмотря на напряженные отношения после Brexit.

«Быстрая реакция стран НАТО на российское широкомасштабное вторжение в Украину в феврале стало жестким напоминанием о том, как много работы еще предстоит проделать. Вооружение Киева и укрепление обороны стран НАТО, расположенных ближе всего к России, в частности Польши, Болгарии и Румынии, требовало большого количества специальных схем, чтобы обойти бюрократические и логистические препятствия», - пишет издание.

Читайте также: Армия США прибудет в Польшу и Литву для усиления восточного фланга НАТО

«Пора перейти от решения индивидуальных случаев к структурным решениям», - говорилось в отчете под названием «План действий по военной мобильности 2.0», который ЕС опубликовал в ноябре.

Несколько дней спустя после его публикации Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг встретился с министрами обороны ЕС, чтобы обсудить мобильность и логистику, назвав это «важной частью сотрудничества НАТО и ЕС». В прошлом месяце Столтенберг встретился с еврокомиссаром по внутренним рынкам Тьерри Бретоном для продвижения этих усилий.

«Эти встречи опираются на оживление усилий, нацеленных преодолеть давнее настороженное отношение двух международных организаций друг к другу. В мирные времена каждая из сторон подозревала другую в посягательстве на ее территорию. Теперь они пытаются сделать свое планирование и расходы в сфере обороны более эффективными», – пишет издание.

ЕС инвестирует миллиарды евро каждый год в транспортную инфраструктуру. Но редко учитывает вопросы военной мобильности. Теперь ЕС и НАТО начали координировать свои планы, чтобы финансирование от союза охватывало и потребности, определенные альянсом.

Читайте также: Войска РФ пытаются восстановить логистическое обеспечение на одном из направлений – Генштаб

«Прогресс есть, но это сложный вопрос», – сказал замминистра обороны Чехии Ян Иреш.

Генерал Ходжес говорит, что правила на национальном уровне все еще слишком обременяющие. И правительства не уделяют проблеме должного внимания.

Иреш говорит, что Чехия и соседние страны столкнулись с наибольшим вызовом из-за физических возможностей их инфраструктуры. Танки и другая бронетехника Варшавского договора были меньше и легче западных аналогов. Поэтому мосты и переходы строились с расчетом, что они должны выдержать вес российского оружия, но обрушиться, если сухопутные войска НАТО попытаются через них пройти. Теперь планировщики НАТО и ЕС пытаются придумать способ исправить эти структурные недостатки.