UA / RU
Поддержать ZN.ua

WSJ: Тайвань предстал перед сложным выбором быть Украиной или Гонконгом

Тайваньцы делают два противоположных вывода из российской войны против Украины.

Жители Тайваня следят за каждым поворотом российской войны против Украины. Но, несмотря на почти единодушие в сочувствии к украинцам и их борьбе, их выводы относительно будущего собственной страны очень отличаются.

Для одних вывод состоит в том, что даже, казалось бы, непобедимого врага можно победить, если общество стоит твердо. И это вдохновляет Тайвань на усилия, направленные на то, чтобы противостоять потенциальному вторжению Китая, которого он так боится. Другие извлекли противоположный урок из фото тлеющих украинских городов. Что угодно лучше, чем война, – говорят они. И Тайбэй должен сделать все возможное, чтобы не вызвать гнев Пекина, даже если это означает болезненные компромиссы.

Как пишет Wall Street Journal, эти два конкурирующих видения сыграют свою роль на запланированных на январь президентских выборах в Тайване и определят, как островная демократия будет обновлять свою оборону в условиях усиления военной мощи Китая.

«Переосмысление внутри Тайваня и решительность, с которой он будет укреплять свои вооруженные силы, также непременно повлияет на степень военного вмешательства США, если Пекин попытается захватить остров, где проживает 24 миллиона человек и сосредоточена большая часть мировых мощностей по производству передовых полупроводниковых технологий»,- говорится в статье.

Хотя Тайвань живет под угрозой вторжения с тех пор как Коммунистическая партия Китая установила контроль над материком в 1949 году, российское вторжение в Украину напомнило многим тайванцам, что война может вспыхнуть без особого предупреждения. Китайские лидеры усилили свою риторику по Тайваню, повторяя, что они не исключают применения силы для достижения того, что они называют «национальным воссоединением». Пекин также увеличил количество морских и воздушных зондов вокруг острова, перегружающих тайваньскую оборону. По оценкам Центрального разведывательного управления США, китайский лидер Си Цзиньпин приказал своим военным к 2027 году подготовиться к захвату Тайваня.

Читайте также: Тайвань фиксирует российские военные корабли у своего побережья

«Украина дала понять, что агрессивный сосед может в одностороннем порядке решить применить силу против вас. И это не какая-нибудь отдаленная вероятность. Это тревожный сигнал. Угроза, с которой мы сталкиваемся, носит экзистенциальный характер, и поэтому наша оборонная миссия должна привлекать все общество», - сказал Енох Ву, основатель неправительственной организации Forward Alliance, начавшей обучать тайваньское гражданское население реагировать на чрезвычайные ситуации и оказывать первую медицинскую помощь.

Президент Тайваня Цай Инвэнь уже приняла решение об увеличении продолжительности обязательной военной службы со следующего года. Теперь мужчины должны служить год вместо четырех месяцев, как раньше. Также правительство увеличивает военные расходы, поскольку Тайбэй закупает новое вооружение у США, например сотни противокорабельных ракет Harpoon. Хотя Цай Инвэнь не имеет права баллотироваться снова, кандидат в президенты от ее правящей партии – нынешний вице-президент Лай Чинте – также пообещал защитить самостоятельность страны и противостоять растущему запугиванию со стороны Пекина.

«Я не думаю, что кто-то при здоровом уме может смотреть на все это и утверждать, что диалог изменит Си Цзиньпина или КПК. Они рассматривают покорение Тайваня как часть своего национального возрождения, как нечто неотъемлемо связанное с их политической легитимностью. Любой кандидат обязан реалистично оценивать ситуацию», – сказал Винсент Чао, бывший чиновник по национальной безопасности и спикер Лая Чинте.

Он добавил, что Украина дала Тайваню "блестящий урок" того, как защищать себя и как строить коалиции с демократиями-единомышленниками. Главная оппозиционная партия Гоминдан придерживается другого мнения.

«Мы хотим говорить с китайцами. Мы верим, что можем вести диалог с китайцами. Это, безусловно, приведет к деэскалации напряженности, чтобы убедиться, что никакой случайной войны, и наверняка никакой умышленной войны, не произойдет», – сказал вице-председатель Гоминдана Эндрю Ся в интервью перед отъездом в Китай в июне. Это уже второй его визит за этот год.

Читайте также: FT: Повлияет ли бунт «Вагнера» на войну России против Украины?

По мнению Эндрю Ся, война в Украине сделала диалог с Пекином еще более важным.

«В прошлом мы только говорили о войне, но сейчас мы впервые увидели в наших гостиных, по телевидению, все эти разрушения. Готовы ли мы к этому? Я не думаю, что готовы, не думаю, что мы настолько устойчивы», – сказал политик.

Кандидат в президенты от Гоминдана Хо Ю-Й на этой неделе пообещал, что снова сократит обязательную военную службу до 4 месяцев после улучшения отношений с Пекином.

Хотя Гоминдан хорошо показал себя на местных выборах прошлой осенью, опросы общественного мнения пока свидетельствуют, что Лай Инвень лидирует. Хотя президентские гонки слишком непредсказуемы, чтобы эти результаты можно было назвать окончательными. Третий кандидат, центрист и бывший мэр Тайбэя Кэ Вэньчже также имеет высокий рейтинг, что еще больше запутывает прогнозы.

Китайские лидеры с тревогой наблюдали за неудачами армии России на войне против Украины. Российские военные понесли большие потери, что привело к непродолжительному мятежу наемников «Вагнера». Но нет никаких признаков того, что уже ограничивший автономию и гражданские свободы Гонконга Си Цзиньпин стал менее решительным в захвате Тайваня из-за проблем России, - говорят американские чиновники.

Огромный природный барьер – более 80 миль воды – отделяет Тайвань от материковой части Китая, что делает любое вторжение гораздо сложнее, чем перебрасывание Россией колонн танков через украинскую границу в феврале 2022 года. Китайские военные корабли и самолеты станут мишенью для тайваньских ракет, а начальные потери всех сил вторжения будут высокими.

Однако, тот факт, что Тайвань на острове также усложняет доставку боеприпасов и жизненно важных материалов, таких как топливо для электростанций. Небольшой размер острова (он равен лишь 6% площади Украины) обеспечивает небольшую стратегическую глубину, если китайским военным удастся создать плацдармы.

«Для Тайваня эта ситуация напоминает схватку Давида с Голиафом. Но это наша родная страна, и образ жизни, основанный на демократии и свободе, остается частью наших ценностей. Мы будем защищать его всеми возможными способами», – сказал генерал-майор Сунь Ли-Фан, спикер тайваньских Вооруженных сил.

Читайте также: США, Тайвань и Япония будут обмениваться данными из разведывательных дронов на фоне угрозы нападения Китая на остров — FT

Хотя США не имеют обязательств защищать Тайвань и уже давно придерживаются политики стратегической неопределенности по этому вопросу, президент Байден неоднократно предупреждал, что, в отличие от Украины, американские военные напрямую вмешаются, если Китай попытается захватить страну силой. Однако до развертывания американских войск Тайбэй должен будет самостоятельно противостоять первым ударам. Пока, несмотря на недавние улучшения, он далек от необходимой боеготовности, говорят американские чиновники и аналитики.

«Тайванцы должны быть готовы на 100%, потому что если они не будут готовы, то у США или любой другой страны не будет причин прийти им на помощь. Необходимо ощущать неотложность. Америка не собирается проливать кровь своих сыновей и дочерей за Тайвань, если тайваньцы не готовы искренне защищать свою страну и свой народ», – сказал генерал-лейтенант ВВС США Дэвид Дептула.

Несмотря на то, что военный бюджет Тайваня увеличился за последний год, он все еще составляет всего 2,4% от ВВП. Для сравнения, США тратят более 3%, Польша – 4%, а Израиль – 5%. По словам западных чиновников, профессионализм и мотивация тайваньских военных вызывают особую обеспокоенность. Главная школа подготовки офицеров на острове первоначально была создана как Военная академия Вампоа на юге Китая в 1920-х годах и в значительной степени полагалась на советских инструкторов. Устаревшая военная культура и доктрина советского образца все еще сохраняется в ее рядах, говорят оборонные аналитики.

Сейчас большинство призывников тратят свое время на мытье полов и прополку сорняков, а не на то, чтобы учиться давать отпор Народно-освободительной армии Пекина, - сказал контр-адмирал Ли Си-мин.

«Если вы делаете одно и то же в течение года вместо 4 месяцев, то у вас появляется проблема, а еще плохая репутация. Проблема в содержании подготовки, а не в продолжительности обучения. То, как вы это делаете, гораздо важнее, чем то, как долго вы это делаете», – объяснил он.

Тайвань также испытывает проблемы с удержанием своих профессиональных военных, в том числе высококвалифицированных пилотов ВВС. Министерство обороны Тайваня сообщило в недавнем отчете, что примерно 20% кадровых солдат за последние пять лет решили уволиться из армии до истечения срока действия их контрактов. Только в прошлом году более 3700 солдат подали заявления на увольнение.

«Многие молодые люди, записавшиеся на четырехлетнюю добровольную службу, решили заплатить штраф и уволились досрочно, потому что, по их словам, они пришли за деньгами, а не для того, чтобы воевать и не для того, чтобы умереть», - сказал Александр Хуанг, отвечающий в Гоминдане за международную политику.

Читайте также: Тайвань вооружил свои F-16 новейшими ракетами для противостояния с Китаем

Отчасти это объясняется непростой историей Тайваня с собственными вооруженными силами. Гоминдановская армия и правительство во главе с Чаном Кайши бежали на Тайвань, когда коммунистические силы Мао Цзэдуна вытеснили их с материковой части Китая в 1949 году. Военная диктатура Чана Кайши пыталась подавить чувство идентичности тайванцев, считавшуюся запятнанной десятилетиями японского правления на острове. Десятилетиями продолжалось то, что позже получило название «белый террор», в ходе которого были убиты тысячи диссидентов.

Находящаяся у власти с 2016 года Демократическая прогрессивная партия президента Цай Инвэнь возникла на волне продемократической кампании против правления Гоминдана в 1980-х годах, частично апеллируя к чувству отличия тайванцев от китайцев на материке.

«В прошлом гражданское население Тайваня не было очень близко с нашими военными, потому что наши старые военные пришли извне. Между гражданскими и военными существовала огромная пропасть», – сказал депутат от Демократической прогрессивной партии Ван Тинг-Ю, занимающий должность в комитете парламента по вопросам обороны.

«Но я должен сказать, что так было когда-то в прошлом», – добавил он, отметив, что во времена президентства Цай Инвэнь гражданско-военные отношения на Тайване изменились.

«Она заставила военных понять, что нужно защищать демократию», – добавил он.

Правительство, по его словам, увеличило плату военным и модернизирует учебные программы, частично привлекая иностранных инструкторов и отправляя некоторые тайваньские подразделения на обучение в США. Эти изменения, однако, еще не привели к изменению отношения к армии среди широкой общественности, где служба в вооруженных силах остается непрестижной и непривлекательной.

Ван Чун-Вэй, призывник, отправляющийся в армию в ближайшие недели, говорит, что он, как и большинство молодых тайванцев, не очень хочет проходить через такой опыт.

«Это будет пустой тратой времени. Для меня не важно, если Китай победит. Наши семьи все равно приехали сюда из Китая», – сказал он, добавив, что лучше останется дома и будет работать в семейном бизнесе вместо службы в армии.

21-летний Фил Пи, служивший в армии Тайваня в прошлом году, сказал, что почти ничего не узнал во время своей службы. По его словам, из-за правил Covid призывники даже не ходили на пробежки, поскольку упражнения в масках считались слишком утомительными. Однако мужчины несколько раз попрактиковались в стрельбе в тире.

«Это был не очень полезный опыт. Меня не научили воевать», – сказал Пи, добавив, что он и его друзья не пойдут добровольцами на фронт в случае вторжения Китая: «Надежды не будет никакой».

Читайте также: Война РФ против Украины не изменила взгляды Китая относительно возможного нападения на Тайвань — аналитики

Несколько других молодых людей, опрошенных в тайбейском торговом районе Симендинг, разделяют эти настроения, говоря, что не видят смысла жертвовать своей жизнью, учитывая огромную силу Китая.

«Молодежь не хочет объединения с Китаем. Но если вы хотите независимости вам нужно бороться, а они не хотят бороться. В этом и заключается конфликт», – сказал подполковник в отставке Чан Ян.

Студент Национального университета обороны Тайваня И-Хао стал исключением.

«До войны в Украине нас учили, что российская военная сила сильнее китайской, а тайваньская – украинской. Если украинцы смогли так долго сопротивляться, то Тайвань точно сможет продержаться», – убежден парень, который назвал только свое имя.

Лай И-Чи, ставшая лейтенантом после окончания Военно-морской академии в июне, сказала, что ее вдохновила храбрость и стойкость украинских солдат, о чем часто говорили на ее занятиях.

«Мы также должны воплощать такой дух и решительность», – сказала она.

Обходя официальные Вооруженные силы, некоторые добровольческие группы решили действовать самостоятельно, готовя сограждан к возможной войне. Одной из таких групп стала «Академия Кума», которая получила пожертвование в размере 100 миллионов долларов от Роберта Цао, основателя United Microelectronics, одной из крупнейших в мире компаний по производству полупроводников.

«Мы не намерены создавать частную армию. Но я думаю, что эти усилия, по всей вероятности, повысят устойчивость тайваньского общества. Если мы будем знать, как прятаться, как помогать друг другу, как поддерживать связь, мы сможем значительно снизить вред в военное время», - сказал Цао.

По его словам, некоторые студенты также хотели бы овладеть навыками, необходимыми в бою. Но строгие законы Тайваня об оружии усложняют эту задачу. Около 25 тысяч тайванцев прошли подготовку в «Академии Кума».

Читайте также: США и Тайвань договорились об усилении торговых связей: Китай отреагировал — Bloomberg

Нико Ли, 60-летняя музыкант-пенсионерка, посещающая занятия в академии, говорит, что ее беспокоит растущая опасность со стороны Китая, и она хочет вооружиться, чтобы не быть обузой для своих детей.

«Тайвань – это остров сокровищ. Я не хочу отдавать его другим без боя», – сказала Ли.

На другом тренинге, организованном Альянсом «Форвард», десятки тайванцев учились останавливать артериальное кровотечение с помощью жгутов и стабилизировать тяжело раненых.

«Существует чувство неизбежной гибели, чувство безнадежности. Поэтому вместо того, чтобы сидеть дома и просматривать негативные новости, я хотел приехать сюда, чтобы иметь возможность что-то сделать», - сказал один из студентов по имени Эрик Лин.