UA / RU
Поддержать ZN.ua

WP: Война России против Украины парализовала глобальную политику

Саммит G20 показал, что мировое политическое сообщество не может решать наиболее критические проблемы, пока продолжается российская агрессия.

План был совсем не таким. Ближе к концу прошлого года, когда Индонезия получила переходное президентство в G20, чиновники Джакарты увидели возможность продемонстрировать лидерство на мировой арене. Годами аналитики рассматривали Индонезию как страну с огромным потенциалом, которая до сих пор не проявилась в полную силу. В конце концов, это самая большая мусульманская страна мира, одна из самых больших демократий и важный экономический двигатель Азии.

Это был шанс поставить индонезийский отпечаток на тревожных глобальных вызовах современности: от изменения климата до продовольственной безопасности и ослабления долгового бремени после пандемии. На G20 приходится около 60% мирового населения и 80% ВВП. Если Совет безопасности ООН сохраняет устаревшую политическую архитектуру, возникшую из пепла Второй мировой войны, а G7 остается клубом «старой гвардии» Запада (плюс Япония), то G20 более точно отражает современный мир. И Индонезия – хозяин нынешнего саммита – собиралась взять лидерство в свои руки, – пишет Washington Post.

А потом началась российская война против Украины. И индонезийский момент под софитами был омрачен. Целыми месяцами перед встречей лидеров на Бали точились интриги вокруг списка приглашенных. Западные чиновники дали понять, что не хотят иметь прямых контактов с Владимиром Путиным. В конце концов российский автократ решил не приезжать. Но подлинные разногласия сохранились. И далеко идущие последствия российской войны нависли над процессами.

Коммюнике, одобренное на закрытии саммита G20 в среду, стало намеком на более широкие расколы. Несмотря на то, что такие страны как Китай и Индия публично призывали остановить войну, они не изменили свои публичные позиции и не начали открыто критиковать начавший кровопролитие Кремль.

«Большинство участников решительно осуждают войну в Украине и подчеркивают, что она создает огромные человеческие страдания и обостряет существующие уязвимости глобальной экономики», – говорится в коммюнике.

Читайте также: Жалкий Лавров, изгой с ракетами и Зеленский: итоги саммита G20 и не только

Но потом в документе приводится почти признание провала: « Существуют другие взгляды и оценки ситуации и санкций. Подтверждая, что G20 – это не форум для решения проблем безопасности, мы признаем, что проблемы безопасности могут нести серьезные последствия для глобальной экономики».

Индонезийский президент Джоко Видодо признал текущие трудности перед дискуссиями на саммите G20.

«Я понимаю, что нам нужно приложить большие усилия, чтобы иметь возможность сесть вместе в одной комнате. Быть ответственными - это не только не создавать ситуации с нулевым результатом, ответственность означает, что мы должны покончить с войной. Если война не закончится, миру будет тяжело двигаться дальше», – сказал он.

Но наиболее устойчивый образ саммита появился в среду, когда лидеры G20 столкнулись с последствиями падения ракеты в Польше и гибели двух человек. На Бали лидеры G7 и НАТО отделились от других, начав проводить отдельные дискуссии и встречи. В НАТО и Польше, наконец, сказали, что взрыв стал результатом ошибки. Возможно, это была ракета, запущенная системой ПВО Украины. Однако виноваты в этом все равно Россия, запустившая десятки крылатых ракет по украинским городам.

«Это демонстрирует серьезность российской агрессии, а также то, что ее последствия выходят далеко за пределы Украины», - сказала Washington post премьер-министр Эстонии Кая Каллас.

Запад прозрачно говорит об угрозах России, а также о желании углубить ее экономическую и политическую изоляцию. И это не совмещается с желанием лидера Индонезии держаться подальше от конфликта между Западом и его автократическими врагами. И это касается как западного противостояния против России из-за войны в Украине, так и более жестких подходов Вашингтона к Китаю.

«Разочарование Видодо политикой на саммите связано с усилиями Индонезии защитить Южную Азию от противостояния большихдержав. Стратегия управления стратегическими интересами через региональные институты, основанные на консенсусе, быстро становятся устаревшими на фоне усиления американо-китайского противостояния», – объяснила директор Института политического анализа конфликтов в Джакарте Сана Джеффри.

Читайте также: The Guardian: Россия пытается избежать изоляции на G20, Индия и Китай дистанцируются от нее

Таким образом, G20 дал взгляд на парализованную международную систему, не способную мобилизовать силы для решения больших общих вызовов на фоне краткосрочного напряжения. Отправляясь на встречу, лидеры понимали все ограничения форумов вроде G20.

«Нельзя решить проблемы геополитики мерами экономической политики. Будет очень трудно вернуть экономическое сотрудничество к нужному уровню… Окончание войны в Украине – это единственный наиболее мощный фактор, чтобы развернуть мировую экономику», – сказала управляющий директор МВФ Кристалина Георгиева.

Похожие силы проявляют себя на переговорах о борьбе с изменением климата, где российская война против Украины, санкции против России и их влияние на глобальные энергетические рынки сбили правительства с пути декарбонизации экономики и отказа от ископаемого топлива.

«Нужны также доказательства того, что самые могущественные страны мира могут отложить свои краткосрочные интересы достаточно долго, чтобы слаженно и решительно действовать для решения проблем, угрожающих всей планете, таких как изменение климата. Война в Украине не дает таких доказательств», – сказал научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Раджан Менон.