UA / RU
Поддержать ZN.ua

WP: Китай и Россия обсуждают строительство подводного тоннеля в оккупированный Крым

Согласно перехваченным письмам, один из крупнейших государственных застройщиков Китая готов взяться за строительство, но хочет, чтобы его участие было тайной.

Российские и китайские бизнесмены с правительственными связями тайно обсуждали планы строительства подводного тоннеля, который соединял бы Россию с оккупированным Крымом, надеясь создать транспортный маршрут, защищенный от атак со стороны Украины.

Об этом пишет Washington Post со ссылкой на перехваченные украинскими службами безопасности сообщения. Переговоры, включавшие встречи в конце октября, были вызваны растущей обеспокоенностью России относительно безопасности моста через Керченский пролив, который служит ключевой логистической линией для российских военных. Однако украинские войска дважды наносили по нему удары, поэтому мост остается уязвимой военной целью.

«Переговоры подчеркивают решительность России сохранить контроль над Крымом, который она незаконно аннексировала в 2014 году, а также растущую зависимость Москвы от Китая как источника глобальной поддержки», - пишет американское издание.

Американские чиновники и инженеры говорят, что строительство тоннеля у существующего моста столкнется с огромными препятствиями. Работы такого масштаба, которые, вероятно, будут стоить миллиарды долларов и займут годы, еще никогда не проводились в условиях боевых действий.

Но, несмотря на сомнения по поводу жизнеспособности этого плана, по словам экспертов, у России есть четкие причины для его реализации. По словам эксперта по отношениям между Москвой и Пекином в Евразийском центре Карнеги Александра Габуева, Россия «сталкивается с риском того, что Украина будет пытаться подорвать работу Керченского моста в течение многих лет».

Читайте также: Зеленский: Отдав Крым и Донбасс, можно прекратить войну, но не обрести мир

Проект также создаст политические и финансовые риски для Китая, который официально не признал российскую аннексию Крыма и компании которого могут попасть под экономические санкции США и ЕС.

«Тем не менее, перехваченные электронные письма указывают на то, что одна из крупнейших строительных компаний Китая заявила о своей готовности принять участие», - говорится в статье.

Сообщения были предоставлены The Washington Post украинскими чиновниками, которые надеялись разоблачить проект и потенциальное участие Китая. Подлинность сообщений была подтверждена другой информацией, которую американские журналисты получили отдельно, в том числе регистрационными документами компаний, свидетельствующих о том, что российско-китайский консорциум с участием лиц, названных в электронных письмах, недавно был сформирован в Крыму.

В электронных письмах упоминаются встречи с китайскими делегатами в Крыму. В одном из них, датированном 4 октября, "Китайская корпорация железнодорожного строительства" (CRCC) пишет о "готовности обеспечить строительство железнодорожных и дорожных объектов любой сложности в Крымском регионе".

CRCC – это государственная компания Китая, она построила многие из крупнейших автомобильных и железнодорожных сетей в КНР и установила значительные связи с Россией в последние годы благодаря разным проектам. В частности, китайская компания участвовала в расширении системы московского метро, которое было завершено в 2021 году.

Читайте также: Крымский мост становится обузой для российской армии – британская разведка

Российский бизнесмен Владимир Калюжный, согласно документам, выступает в роли генерального директора российско-китайского консорциума. Он отверг вопрос о строительстве тоннеля в Крым, а затем заявил, что не будет предоставлять никакой информации «вражеским СМИ». Его ответ противоречил тому, как идея тоннеля была описана в электронных письмах.

В сообщении, присланном в прошлом месяце российскому чиновнику, представляющему оккупированный Крым в Москве, Калюжный сообщил, что  получил «письмо от наших китайских партнеров о готовности одной из крупнейших компаний Китая CRCC принять участие как генеральный подрядчик в строительстве тоннеля под Керченским проливом». Электронное письмо было адресовано Георгию Мурадову, который значится как постоянный представитель Республики Крым при президенте России Владимире Путине.

Предложение о строительстве тоннеля появилось в то время, когда Россия продвигает другие инфраструктурные проекты на территориях, которые она оккупировала с 2014 года или захватила после вторжения прошлого года. Недавние спутниковые снимки обнаружили новые участки железной дороги вдоль побережья Азовского моря, что свидетельствует о желании Москвы построить сухопутный коридор в Крым через оккупированные территории. В строительстве принимают участие компании, связанные с Аркадием Ротенбергом, другом детства Путина, накопившим огромное состояние благодаря проектам Кремля. В частности, он получил огромные средства в ходе подготовки к Олимпиаде в 2014 году. Его строительная компания "Стройгазмонтаж" также была главным подрядчиком на строительстве Керченского моста.

Читайте также: Плетенчук рассказал, когда военные окончательно разрушат Крымский мост

Электронные письма также свидетельствуют о попытках Китая сохранить секретность. В одном из них подчеркивается, что CRCC будет участвовать только при «строгом соблюдении полной конфиденциальности» и что в любых контрактах название компании будет заменено на «другое, неаффилированное юридическое лицо». В другом электронном письме упоминается китайский банк, готовый «конвертировать свои долларовые средства в рубли для перевода в Крым с целью финансирования проектов консорциума».

В электронных письмах цитируются обсуждения консорциума с руководителем CRCC по имени Сюй Хуасян. Такое же имя имеет гражданин Китая, который значится как вице-президент и заместитель генерального директора международного подразделения CRCC. Учитывая риски санкций и саботажа, американские чиновники и эксперты выразили удивление тем, что китайская компания рискнула заняться этим делом.

Эксперты крупных международных транспортных проектов говорят, что строительство тоннеля под Керченским проливом технически возможно, и что Китай имеет необходимый опыт и оборудование. Однако, по их словам, это будет огромный проект, сравнимый по масштабам с тоннелем между Данией и Германией. Этот тоннель будет уже 7 лет, его стоимость составляет 8,7 миллиарда долларов. После завершения строительных работ в конце десятилетия это будет самый длинный тоннель в Европе.

Читайте также: Путин сравнил войну в Украине с событиями в Газе и заявил, что нужно думать о "прекращении трагедии"

Эксперты говорят, что маловероятно, что Керченский тоннель удастся завершить быстро, чтобы это помогло России в войне против Украины. Но Москва может рассматривать его как долгосрочную инвестицию, обеспечивающую безопасное сообщение с территорией, контроль над которой может быть поставлен под вопрос на протяжении десятилетий. Поклонники проекта, похоже, озабочены экономической атрофией, которая может произойти без безопасного прохода.

Со своей стороны, Китай, вероятно, будет настаивать на, по крайней мере, частичном владении туннелем, добавляя его в свой расширяющийся список глобальной портовой и транспортной инфраструктуры, - считают эксперты. Китай также мог бы финансировать проект и собирать плату за проезд либо в виде пошлин, либо за счет российского экспорта нефти и газа.