Администрация Джо Байдена выделила впечатляющую сумму помощи Украине за 18 месяцев после начала полномасштабного вторжения России. Вашингтон потратил на это около 75 миллиардов долларов, не считая недавнего запроса администрации на дополнительный 21 миллиард.
Общая сумма приближается к половине всей помощи, которую США предоставили Израилю с момента его основания в 1948 году. Европа коллективно взяла на себя еще большие обязательства, чтобы помочь украинцам выжить, бороться и предотвратить финансовый крах.
«В глазах многих американцев это имеет смысл. Незаконное вторжение Владимира Путина спровоцировало войну в Европе, самый большой, самый кровавый и изменчивый конфликт на континенте со времен Второй мировой войны. Многие европейцы понимают, что Киев, борясь за собственное существование, одновременно сдерживает агрессора, угрожающего не только Украине. Но активизация усилий континента не должна затмевать тот факт, что перспективы Украины на выживание резко снизятся без продолжения поставок американского оружия, финансовой поддержки и политического лидерства», - пишет Washington Post.
В обозримом будущем было бы фантастикой представить, что Европа сможет восполнить пробел, если Вашингтон уменьшит свою поддержку. Тот факт, что разговоры о таком вообще ведутся, связан главным образом с осознанием союзниками США того, что Дональд Трамп может снова занять Белый дом. Когда Трамп заявляет, что закончит войну за 24 часа в случае своей победы на выборах, все в Европе видят неявную угрозу, что он наложит вето на дальнейшую помощь Украине. Тем более что такое решение уже поддерживает многие республиканцы.
Резкое сокращение поддержки Украины со стороны Вашингтона стало бы серьезным толчком для надежд Путина на имперское возрождение, а еще сигналом того, что Соединенные Штаты поворачиваются спиной к Европе после более чем 75 лет американского лидерства. Это подвергло бы угрозе жизнеспособность НАТО, а также обороноспособность передовых стран Альянса перед лицом реваншистских амбиций Москвы. Это также может привести к еще большему кровопролитию в Украине, ослабив обороноспособность страны.
По всей Европе бьют тревогу. Но пока этот процесс не ведет к замене американской помощи Украине, если она исчезнет, не говоря уже об ускорении «стратегической автономии» Европы, которую продвигает президент Франции Эммануэль Макрон как альтернативу американским гарантиям безопасности. Франция стала одним из европейских аутсайдеров в обеспечении Украины, как с точки зрения количества непосредственно переданного вооружения, так и с точки зрения процента от ее ВВП, который составляет ее помощь.
«Несмотря на все усилия Европы, направленные на помощь Киеву, ее качественный вклад не может сравниться с вкладом США, несмотря на фигурирующие в заголовках цифры. Маловероятно, что европейцы смогут примерно удвоить свой вклад, чтобы компенсировать прекращение финансирования со стороны США по сценарию Трампа», – говорится в статье.
Европейская помощь состояла в основном из запасов советского оборудования из восточноевропейских арсеналов, хранившихся десятилетиями. Это полезное оружие, но оно не может заменить современную американскую технику и боеприпасы. Европейские же обещания финансовой поддержки Киева, в том числе обещание выделить 55 миллиардов долларов в течение 4 лет, часто состоят из кредитов, в отличие от американской поддержки, которая в основном представлена грантовым финансированием.
Долгосрочная проблема увеличения европейской помощи коренится в экономических, промышленных и логистических проблемах континента. Среди ограничивающих факторов замедленный рост двух крупнейших экономик Европы: Германии и Великобритании, - анемические запасы вооружений на континенте, еще более истощенные войной, закрытые заводы и производственные линии, которые только сейчас готовятся производить оружие, необходимое Украине для обороны. А война, похоже, затянется на долго.
«Наибольшим препятствием для европейского лидерства в сфере безопасности остается политическая воля, а точнее ее отсутствие. Это дефицит, ярко проявился прошлой зимой, когда канцлер Олаф Шольц неделями медлил с предоставлением разрешения на поставку Украине немецких боевых танков Leopard-2. Лишь когда Байден сделал первый шаг, пообещав прислать танки Abrams, Шольц поднял большой палец вверх», – говорится в статье.
Война также не стерла линии разлома в европейской безопасности, даже если некоторые изменения, такие как недавняя поддержка Францией членства в НАТО, стали серьезным поворотом. Остается глубокая пропасть между большей частью Западной Европы, стремящейся к сближению с Россией, и многими восточноевропейскими странами, чье порабощение в советское время оставило в них глубоко антироссийские взгляды.
Несмотря на недавние усилия, направленные на усиление военной мощи Европы, только 10 из 29 европейских членов НАТО выполняют целевой показатель Альянса, тратя на оборону 2% от ВВП. Из них только три – это западноевропейские страны: Великобритания, Греция и Финляндия. Даже такие крупные страны, как Италия и Испания, не приблизились к этому показателю НАТО.
Для сравнения, США тратят на оборону около 3,5% ВВП, что превышает расходы всех остальных членов НАТО вместе взятых. Число американских войск, дислоцированных в Европе, превышает количество личного состава всей британской армии.
После десятилетий зависимости от защиты США многие европейские политики осознают, что инвестиции в безопасность Украины - это вклад в собственную безопасность. Их усилия ускоряются, но недостаточно быстро, чтобы нивелировать потенциально катастрофические последствия вывода американских войск.