UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выход Катара из ОПЕК был политически мотивированным – The Economist

Выход Катара из Организации стран-экспортеров нефти не связан с экономическими причинами.

Катар был первым арабским государством, присоединившимся к Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) во время ее основания в 1960 году. Теперь Катар – первая страна, которая из нее выйдет. 3 декабря министр энергетики Саад Аль-Кааби объявил о выходе эмирата из организации. По его словам, Катар, являющийся крупнейшим экспортером сжиженного газа в мире, намерен сосредоточиться именно на производстве данного энергоресурса. Решение вступит в силу с 1 января 2019 года. Катар не является крупным экспортером нефти, из 15 стран-членов ОПЕК он занимает 11-е место, добывая 610 тысяч баррелей "черного золота" в сутки. Катар малополезный для ОПЕК, как и наоборот. Тем не менее, его выход не имеет ничего общего с экономическими причинами. Это политический шаг, нацеленный на Саудовскую Аравию – самого влиятельного члена как ОПЕК, так и в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), пишет издание The Economist в свежем выпуске.

Встреча членов ССАГПЗ пройдет в Саудовской Аравии 9 декабря. Эта организация была самой эффективным многостороннем форумом Ближнего Востока. В отличие от Лиги арабских государств, которая является переговорной площадкой, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива создал экономический и таможенный союзы. Но в прошлом году три члена совета – Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ наложили торговое эмбарго и закрыли свое воздушное пространство для катарских самолетов. Конфликт парализовал деятельность совета и поставил двух членов, неприсоединившихся к эмбарго – Оман и Кувейт, в затруднительное положение. Чиновники в этих странах задаются вопросом могут ли на них также наложить эмбарго или наказать другими способами.

В сентябре наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман совершил свой первый официальный визит в Кувейт. Рекламные билборды в Кувейте пестрили слоганами, превозносящими близкие отношения между странами. Но его визит был каким-угодно, но не теплым. Кувейт пытался сыграть роль посредника в конфликте с Катаром. Кронпринц Мухаммед был недоволен этим решением и настаивал на том, чтобы Кувейт присоединился к бойкоту. Но Кувейт отказался, как и не согласился возобновить добычу нефти на "нейтральной территории". Визит бин Салмана в Кувейт должен был длиться два дня, но он вернулся в Саудовскую Аравию спустя пару часов.

Примерно в то же время Кувейт подписал с Турцией соглашение о военном сотрудничестве. Кувейт назвал сделку "техническим вопросом". Но Турция стала важным игроком в Персидском заливе, антагонистом лагеря под руководством Саудовской Аравии.

В Катаре развернуты войска для защиты от возможного вторжения. Отношения Турции с Саудовской Аравией ухудшились, после того, как саудовские боевики убили журналиста Джамаля Хашогги в консульстве королевства в Стамбуле.

Никто не ожидает, что Оман присоединится к эмбарго. "У нас традиция сохранять нейтралитет во всем", - заявил советник в королевском дворе Омана. Это позволило занять выигрышную позицию, когда грузы, предназначенные для Катара, доставлялись в порт Сохар, вместо дубайского Джебель-Али. ОАЭ опасается, что новый оманский порт Дакм переманит еще больше грузов. Между странами давно уже сложные отношения, сопровождаемые пограничными спорами и обвинениями в шпионаже. Между тем саудиты пытаются убедить правительство Трампа в том, что Оман имеет слишком тесные связи с Ираном.

В сентябре в Омане прошли военные учения, в которых приняли участие более пяти тысяч британских военнослужащих. Оман хотел показать своим соседям, что у него есть мощный союзник. Он также пытается привлечь новых союзников. Несмотря на то, что ни одно государство Персидского залива не установило дипломатические отношения с Израилем, некоторые из них стремятся установить связи. Оман в этом вопросе преуспел больше остальных. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху нанес визит в Маскат в октябре. Этот шаг позволил султану Кабусу бен Саиду установить положительные связи с Ираном. В последствии это может привести к тому, что Оман выступит посредником между Ираном и Израилем. Это успокоило критиков в Вашингтоне и в государствах Персидского залива – пока.

Напомним, 5 июня 2017 года Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Бахрейн, Ливия, Йемен и Мальдивские острова объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, обвинив его в поддержке терроризма. Страны перекрыли границы, а также исключили Катар из военной коалиции, которая ведет войну в Йемене.