Последние часы президентской гонки в Турции становятся все более ожесточенными. Реджеп Тайип Эрдоган пытается продлить свое 20-летнее пребывание у власти еще на пять лет, сообщает BBC.
В преддверии второго тура выборов в воскресенье его соперник Кемаль Киличдароглу поддержал националистов, пообещав депортировать миллионы сирийских беженцев. Президент обвинил того в хейтерстве – и сказал, что победа Киличдароглу будет победой террористов.
Оппозиционный кандидат отстал в первом туре на 2,5 миллиона голосов. Президент является фаворитом, но его соперник считает, что отрыв все еще можно преодолеть — либо за счет 2,8 миллиона сторонников занявшего третье место ультранационалистического кандидата, либо за счет восьми миллионов избирателей, не пришедших на первый тур.
Как сообщает издание, международные наблюдатели говорят, что у избирателей, возможно, был реальный выбор, но Турция "не выполнила основных принципов проведения демократических выборов". Президент Эрдоган не просто накопил широкие полномочия за последние шесть лет – он расправлялся с инакомыслием, а политических оппонентов бросал в тюрьму.
Ожидая победы Эрдогана и дальнейшей экономической нестабильности, финансовые рынки отреагировали тем, что турецкая лира в пятницу упала до рекордно низкого уровня к доллару. Спрос на иностранную валюту резко возрос, а чистые валютные резервы центрального банка упали до отрицательной отметки впервые с 2002 года.
За несколько месяцев экономика Турции была проблемой номер один, но с приближением второго тура в воскресенье риторика изменилась, и беженцы стали в центр внимания. Турция принимает больше беженцев, чем любая другая страна.
Профессор Мурат Эрдоган (не связанный с президентом Эрдоганом) проводит регулярное полевое исследование под названием "Сирийский барометр". Он считает, что общее число сирийских беженцев и нелегальных мигрантов из Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана близится к шести-семи миллионам.
"Их [кандидатов] дискурсы нереалистичны, физически это невозможно», — говорит профессор Эрдоган. "Если мы говорим о [репатриации] добровольно, это не возможно, а силой это означает, что в день нужно возвращать более 50 000 человек".
Риторика неприятна, но может иметь значение. Опросы показывают, что 85% турок хотят, чтобы беженцы из Сирии возвращались домой.
Киличдароглу обращает внимание на проблемы безопасности, которые чувствуют многие избиратели, особенно молодежь. Также он отмечает, что уровень предполагаемых угроз слишком высок из-за кризиса иммигрантов, террористических атак и войн с участием России, Сирии и Азербайджана.
Президент Эрдоган отвечает на это, что уже отправляет сирийских беженцев назад и планирует сделать еще больше. Основным партнером Эрдогана является ультраправая националистическая партия. Он также пошел в атаку, используя поддельное видео на митинге, чтобы связать своего соперника с курдскими боевиками.
В пятницу он сказал, что победа Киличдароглу означает, что победят "террористические организации". Его целью является прокурдская партия, которая поддерживает Киличдароглу и которую президент Эрдоган неоднократно пытался отождествить с боевиками. Сама партия отрицает какие-либо подобные связи. Эта партия поддерживает Киличдароглу, поскольку хочет положить конец "режиму одного человека" в Турции.
Сначала считалось, что президент Эрдоган может потерпеть поражение из-за его катастрофического управления экономикой Турции и его плохой реакции на февральские землетрясения. И все же, почти половина избирателей поддержала его. Вопрос в том, сработает ли смена курса Киличдароглу.
Напомним, в случае победы кандидат от объединенной оппозиции не собирается присоединяться к антироссийским санкциям, но хочет сделать более прозрачными отношения с РФ исходя из того, что Турция является членом НАТО.