В пятницу, 1 марта, в Иране завершилось голосование на парламентских выборах, общенациональная явка была рекордно низкой – 40,6%, сообщает The Guardian.
После десяти часов голосования явка составляла всего 27%, а в Тегеране — всего 12% после восьми часов, пока избирательные участки неожиданно не оставили открытыми еще на два часа.
Официальные лица прогнозировали, что окончательная явка будет выше 42,5% — зафиксированной во время последней избирательной кампании в 2020 году, но она оказалась ниже этого показателя.
Согласно официальным данным Ирана, общее количество участников голосования составило 24 861 542, после того как избирательные участки оставили открытыми дольше.
Режим Ирана сделал ставку на повышение явки избирателей выше исторического минимума 2020 года, поскольку считал, что сильное проявление политической активности могло бы помочь избежать обвинений в потере легитимности или неспособности удовлетворить основные требования иранского народа по экономическому прогрессу и личной свободе.
Оппозиционные к режиму социальные сети показывали пустые избирательные участки, но представитель Совета опекунов Ирана — органа, проверяющего кандидатов, ранее говорил, что проблем с выборами не будет, а явка достигнет уровня 2020 года.
Власти объявили, что продлили время голосования из-за роста числа пришедших на участки избирателей, но оппозиционные группы считают, что это было "паническим" шагом.
Явка на выборах в Иране в 2016 году составила 62%.
Очевидно, что сторонники жесткой линии усилят контроль над парламентом и Ассамблеей экспертов – органом, состоящим из 88 членов, ответственным за назначение следующего верховного лидера после смерти действующего – Али Хаменеи.
Многие реформаторы лишены права баллотироваться, что сделало выборы фикцией в глазах многих жителей, считающих, что страной руководят не политики, а спецслужбы и армия.
Внутренние телефонные опросы, проведенные за сутки до выборов, показали, что три четверти населения не собирались голосовать, и только 16% точно планировали это сделать. Три четверти опрошенных заявили, что не будут голосовать из-за оппозиции к Исламской Республике или из-за отсутствия свободных и честных выборов.
Пытаясь подавить движение сопротивления, сотрудники полиции в Западном Азербайджане объявили об аресте 50 "операторов виртуальных страниц", действовавших "в целях подрыва общественного мнения и призывов к неучастию в выборах".
В ближайшие дни перед режимом встанет вопрос о том, публиковать ли точные результаты явки, если они будут показывать, что проголосовало лишь около трети жителей страны, а две трети отвергли режим, оставшись дома. В социальных сетях выражалась обеспокоенность тем, что недействительные голоса будут засчитаны как часть явки. Официальные правительственные информагентства Ирана начали удалять ранее опубликованные цифры явки в отдельных провинциях, поскольку эти показатели не поднялись в течение дня.
Реформистское движение в Иране годами находилось в постоянном упадке, и ему нанес ущерб предыдущий президент Хасан Рухани — его поддержали на выборах, хотя он не был реформатором. Он оказался неспособен обеспечить изменения в течение своих двух четырехлетних сроков, один из которых был омрачен пандемией коронавируса.
Рухани в должности президента сменил Ибрагим Раиси — сторонник жесткой линии, близкий к верховному лидеру Ирана, который подтолкнул страну к более пророссийской и антизападной позиции.