UA / RU
Поддержать ZN.ua

Власти Польши не стоит молчать об операции "Висла" - Rzeczpospolita

Коваль напоминает, как президент Лех Качиньский без колебаний осуждал польские тоталитарные практики.

Варшаве не стоит воздерживаться от осуждения депортации украинцев во время операции "Висла".

Варшаве не стоит воздерживаться от осуждения депортации украинцев во время операции "Висла".

В случае операции "Висла", которая касалась около 140 тысяч польских мирных жителей, большинство из которых были украинцами, выбор прост.

Или в Варшаве будут считать, что государственную польскую позицию в 1947 году представляли силы Корпуса внутренней безопасности, молодой Войцех Ярузельский, боровшийся как с украинскими, так и польскими "бандами", а также политбюро "Польской рабочей партии". Или же 3 обратится к элементарной моральности, которая запрещает возложение коллективной ответственности и проведение военных акций против гражданских людей включительно с женщинами и детьми.

Об этом на страницах Rzeczpospolita пишет польский историк и бывший евродепутат Павел Коваль. Он напоминает, как 10 лет назад президент Лех Качиньский не имел никаких сомнений в вопросе операции "Висла". Он пригласил в свою часовню польского католического кардинала Юзефа Глемпа и главу украинской греко-католической церкви Любомира Гузара, а также представителей украинского меньшинства в Польше на совместное чтение Священного Писания. Вместе с тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко он издал заявление, в котором говорилось о несправедливости тоталитарной акции. А в собственном выступлении перед прессой Качиньский добавил, что все эти торжества считает дополнением его голосования в Сенате за постановление об осуждении событий 1947 года.

В этом разница между позицией политика и позицией исследователя. Историк докапывается до истины, ищет контекст и исторические связи, он может остановиться и уделить этому внимание. Политик же не может остановиться на полпути. Ему приходится судить об исторических событиях с позиции закона и нравственности. В некоторых вопросах, таких как тоталитарное наследие, не достаточно одного только "вбивания осинового кола". И не имеет значения, извинились ли "другие" за это, а еще кто-то за что-то другое.

"Конференция Института политических исследований PAN, которая состоялась в понедельник, и оценки омбудсмена не оставили никаких сомнений. Акция "Висла" была тоталитарной практикой, равносильной тому, что Москва в те времена делала в СССР. Память о польском героизме во времена Второй мировой войны, о том, что как польское государство мы были подальше от преследований, депортаций, создания лагерей, говорит нам держаться подальше от искания "плюсов" в дьявольских тоталитарных практиках власти", - пишет Коваль.

Он добавляет, что именно поэтому очень важно, чтобы теперь, через 70 лет после "Вислы" нынешние представители власти Польши взяли пример с Леха Качиньского и нарушили тишину в вопросе тех событий своим осуждением и отделением свободной Польши от поступков Корпуса внутренней безопасности и наследства генерала Кароля Шверчевского "Вальтера".

Ранее эксперт Елена Гетманчук писала в статье для ZN.UA, вопрос пересмотра украинской исторической политики не исчезнет с польской повестки дня. По мнению аналитика, нынешнее польское правительство "Права и справедливости" - первый с 1989 года правительство Польши, в наименьшей степени готово учитывать ожидания и опасения иностранных партнеров, прислушиваясь, в первую очередь, к настроениям своих избирателей.