UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вакцины против COVID-19 превращаются в «политическую валюту» — Bloomberg

Прививки против коронавируса решают внешнеполитические проблемы.

Многие страны уже начали массово вакцинировать собственное население против коронавируса. В Израиле полный курс вакцинации прошла уже половина взрослого населения. Однако, успехи вакцинной кампании для израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху могут стать гарантией для успеха на выборах. Вполне закономерно, что в условиях пандемии коронавируса доступ к вакцине становится новой формой «политической валюты», а «вакцинная дипломатия» превращается в демонстрацию силы и влияния, пишет Bloomberg.

Недавно Израиль осуществил то, что называют вакцинной дипломатией. Выдача Израилем небольших порций избыточной вакцины против COVID менее чем 19 странам, включая Венгрию, Чехию, Уганду, Кению и Мавританию - может показаться удивительным гуманитарным жестом или, по крайней мере, формой стратегического охвата. Однако это лучше рассматривать как сочетание геополитики и внутриполитической стратегии израильского премьер-министра.

До четвертых общенациональных выборов за два года Израилю осталось ждать меньше месяца; победа Нетаньяху гарантировала бы ему шестой срок на посту премьер-министра. Однако многие израильтяне уже устали от его политики. Опросы показывают, что его партия "Ликуд", которая сейчас теряет политическое влияние, может получить значительно меньше мест в Кнессете, чем год назад.

Ранее главной ставкой Нетаньяху были тесные отношения с бывшим американским президентом Дональдом Трампом. Во время своей последней предвыборной кампании Нетаньяху украсил свои рекламные билборды общим фото с Трампом.

Но новый президент Джо Байден, наоборот, держится на расстоянии, заставив израильского лидера ждать месяц до первого телефонного разговора. Израиль изрядно обеспокоила такая «тишина» со стороны США.

Однако предстоящие выборы будут зависеть от другого вопроса, который отличается от прошлых беспокойств относительно Ирана или палестинцев, или даже отношений с США. Речь идет о том, кто лучше подходит для вывода страны из пандемии коронавируса.

Нетаньяху трижды вводил жесткий локдаун. Он успокоил ультра-православный блок, который является его основным партнером по коалиции, но тем самым также и подорвал борьбу пандемией, ведь блок отказывался выполнять ограничения по социальному дистанцированию. В общем, репутация Нетаньяху в последнее время переживает не лучшие времена, к тому же, его обвиняют в коррупции и мошенничестве.

Но подобно тому, как распространение вакцины в Великобритании улучшило репутацию тамошнего лидера Бориса Джонсона, так и неожиданная сделка Нетаньяху с компанией Pfizer о поставках вакцин для населения Израиля и быстрое внедрение вакцинации улучшили его шансы на перевыборы.

Сейчас Нетаньяху хвастается, что в Израиле есть более чем достаточное количество вакцин для прививки каждого гражданина. Это ставит его в выгодное положение, к тому же, Нетаньяху может передавать остатки вакцины в свои союзнические страны в обмен на их дипломатическую поддержку в будущем.

Количество вакцин относительно незначительное, как сообщается, от тысячи до пяти тысяч доз на страну. Но этого вполне достаточно, чтобы показать символический политический жест Израиля. Это также напоминание избирателям о том, насколько успешно Нетаньяху на протяжении многих лет развивал отношения со странами в Африке, Латинской Америке и среди бывших советских «спутников».

Вакцинная дипломатия также помогла решить и другой вопрос. Когда гражданку Израиля взяли в плен сирийские власти, израильское правительство спасло ее, закупив российскую вакцину "Спутник-V" на сумму один миллион долларов по требованию правительства Сирии. Нетаньяху намекнул, что «операция» была осуществлена ​​благодаря личному телефонному разговору с президентом России Владимиром Путиным.

В начале марта Нетаньяху планирует обсуждение вопроса создания нового завода Pfizer в Иерусалиме с исполнительным директором компании Альбертом Бурлой. Это может сделать Израиль региональным распределительным центром вакцины и обеспечить работу значительному количеству безработных израильтян. Критики Нетаньяху говорят, что он втягивает компанию Pfizer в свою внутреннюю политику.

Между тем арабы Западного берега получают мало пользы от этого шквала деятельности вокруг вакцин. Израиль дает им вакцину в очень символических количествах. Эта политика является и этически сомнительной, и прагматично неумеренной, учитывая большое количество палестинских рабочих, путешествующих в Израиле.

Но предлагать широкую вакцинацию всему населению Западного берега сейчас было бы политически невозможно, ведь большинство потенциальных избирателей Нетаньяху не поддерживают палестинского руководства.

Кроме того, принимать помощь от Израиля может быть невыгодно с политического аспекта для самых палестинских лидеров, которые планируют провести выборы течение этого года. В среду министр здравоохранения Палестинской администрации Май аль-Кайла сказал, что этот вопрос не является четким.

"Как оккупационная страна Израиль обязан согласно четвертой Женевской конвенции предложить помощь, но в то же время мы считаем себя независимым государством и хотим зависеть только от себя", - сказал министр.

Вакцинная дипломатия, как и все вещи, связанные с COVID-19, является сложной. Израиль успешно начал массовую вакцинацию. Эффективность вакцины во внешней и внутренней политике - это эксперимент, который продолжается до сих пор, резюмирует издание.

Читайте также: Страны ЕС договорились разработать единые электронные "паспорта вакцинации"

Израильские медики вакцинировали от ковид-19 двумя дозами прививки более 48% взрослого населения старше 16 лет.

В Минздраве Израиля сообщили, что первую дозу вакцины получили свыше 4,5 млн человек, а вторую - более 3,1 млн человек.