Новейшие американские истребители F-35 Lightning II имеют 13 наиболее серьезных проблем, которые обозначаются категорией 1; эти проблемы могут повлиять на эффективность выполняемых самолетами миссий, сообщает Defense News.
Согласно поступившим в распоряжение военного издания документам, Пентагон официально признает следующие проблемы самолета:
- Союзники, имеющие F-35 на вооружении, не могут использовать логистическую систему ALIS (Autonomic Logistics Information System), не отправляя в США данные об эксплуатации самолета – а эти данные, как правило, секретны;
- некоторые запчасти к истребителям имеют сложности с поставкой – в основном, те, учет которых в ALIS либо не предусмотрен, либо проводится неточно;
- при резких скачках давления в кабине пилот может получить баротравму;
- при температуре -34 градуса по Цельсию наблюдается ошибочное сообщение об отказе аккумуляторной батареи;
- деформация стелс-покрытия при скоростях выше 1,2 числа Маха у F-35B и F-35C – повреждается структура покрытия, образовываются т.н. "пузыри".
- неустойчивое управление модификациями F-35B и F-35C при углах атаки свыше 20 градусов;
- тормозная система F-35A и F-35B имеет ряд проблем, возникающих при посадке;
- нашлемный дисплей пилота F-35С имеет дефект – "зеленое свечение", которое может затруднить посадку;
- наблюдаются примеры неадекватной работы камеры прибора ночного видения при слабом освещении – "полосы", которые затрудняют обзор и посадку;
- радар с активной фазированной решеткой AN / APG-81 во время работы над морем обнаруживает только фронтальные цели;
- двигатель F-35B не развивает тягу для мягкой посадки при температуре свыше +32 градуса по Цельсию.
Впрочем, напоминает издание, еще в январе 2018 года у F-35 насчитывалось 111 проблем 1-й категории, а к маю 2018 года – 64. Сейчас же, если верить мнению руководителя "программы F-35" по линии Пентагона вице-адмирала Мэта Уинтера, текущие проблемы не представляют угрозы пилоту, планеру или миссии (условно такие проблемы относят к подкатегории 1-A), тогда как остальные недостатки (1-B) планируется устранять в ближайшем будущем.
Официальное решение о запуске производства истребителей F-35 должно быть принято в конце 2019 года. До этого момента Пентагон планирует решить вопрос о целесообразности продолжения разработки истребителя. К этому времени намечено исправить девять из тринадцати проблем; еще две исправят после начала производства обновлением программного обеспечения. А еще две проблемы (не указывается, какие) решено оставить без исправления.
Lockheed Martin F-35 Lightning II – семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трех вариантах: наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, и палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США. Кроме США, истребитель приняли на вооружение Австралия, Великобритания, Бельгия, Дания, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Италия, Турция, Южная Корея и Япония.
Напомним, в 2018 году стало известно, что в новейшем многофункциональном истребителе-бомбардировщике F-35 Lightning II после некоторого срока эксплуатации выявили неожиданную и довольно серьезную уязвимость – при заправке в полевых условиях истребители нуждаются в дополнительной защите от попадания молний.
12 октября 2018 года США запретили всем истребителям F-35 Lightning II пятого поколения, которые стоят на вооружении Военно-воздушных сил страны и стран-союзников, подниматься в небо; полеты были приостановлены для поиска серьезного дефекта, предположительно из-за которого один самолет разбился, а второй был поврежден.
Решение провести проверку всех новейших истребителей приняли после того, как 28 сентября 2018 года в американском штате Южная Каролина во время планового полета впервые за историю применения самолета потерпел катастрофу F-35, точные причины гибели которого до сих пор точно не установлены, хотя предварительные выводы комиссии говорят о дефекте топливной трубки двигателя самолета.
Крушение потерпел самолет F-35B – боевая машина c укороченным взлетом и вертикальной посадкой, разработанная под нужды Корпуса морской пехоты США.
Ранее на базе морской пехоты в Северной Каролине в апреле произошел еще один подобный инцидент – тогда пилоту F-35B пришлось экстренно посадить истребитель из-за срабатывания топливного индикатора.
15 октября 2018 года Военно-воздушные силы Израиля объявили о завершении всех проверок и возобновлении полетов имеющихся на вооружение ВВС ЦАХАЛа F-35I Adar.