Здание школы в российском Ворсино расположена по соседству с церковью. Внутри на стенах висят картины с изображением учителя, который стоит перед рядами учеников. Однако, в одном из классов реальность другая. 23-летний Огабек Машарипов работает по программе "Учи для России", которая обязывает молодых выпускников колледжей работать преподавателем в провинциальных школах. Он шутит со школьниками и начинает урок с интерактивных упражнений. Молодой учитель жалуется на устаревшее оборудование и недостаток места в старой советской школе, где можно было бы собрать учеников за пределами класса. Но он научил детей, как сложить игрушечную машинку на солнечной энергии из деталей от старого компьютера. До появления Машарипова на уроках информатики использовали только бумажные учебники.
Ворсино хорошо иллюстрирует состояние российских школ, пишет The Economist. В России хватает учителей, так же как и талантливого и хорошо образованного населения. Более 55% взрослых и трудоспособных россиян имеют высшее образование. Результаты учащихся в международных тестированиях постоянно улучшаются. Однако, годами правительство тратило лишь 3,6% ВВП на образование. Из-за недофинансирования и устарелого учебного плана системе не удается подготовить детей к жизни в современном мире. Теперь образование становится еще и идеологическим полем битвы на фоне начала четвертого президентского срока Владимира Путина, который пообещал заняться внутренними проблемами.
Борьба за школы происходит между двумя основными лагерями: традиционалистами, которые отдают предпочтение учителеориентированному прямому инструктажу, и прогрессивными педагогами, которые выступают за экспериментальные методы, в центре которых стоит ученик. Этот раздел широкий и глобальный, но он получил особый резонанс в России. Как пояснил бывший заместитель министра образования Игорь Реморенко, российские традиционалисты цепляются за традицию патриархальных церковных школ с акцентом на священные тексты. Прогрессивные же несут дух российских первопроходцев начала 20-го века, которые исповедуют обучения на практике. Педагогическое разделение отражает политическое между консервативными статистами и либеральными технократами. Если первые считают, что главная цель школы - это "воспитание" и закалка характера, то вторые же делают акцент на "обучении".
Образовательная политика сделала поворот в более консервативную сторону, когда в 2016 году министром образования стала Ольга Васильева. Будучи историком, который специализируется на русской православной церкви, она выставляет себя в роли безошибочного реакциониста.
"Я за возвращение к лучшим традициям советской школы. Все новое - это хорошо забытое старое", - говорит она.
Среди ее первых инициатив было возрождения профессионального технического обучения.
"Такие слова, как швабра, молоток и самосвал, исчезли из обихода", - жаловалась российский министр, называя учительство "божьим призванием" и настаивая на создании "единого образовательного пространства" с учетом требований национальной безопасности.
Либеральный лагерь педагогов составляет сеть экспертов в институтах, таких как Высшая школа экономики в Москве. Они считают, что нынешняя образовательная программа несоответствует потребностям современной жизни. Реформаторы призывают к гибкому и персонализированному образованию, проектноориентированному обучению и развитию навыков вместо рутинного изучения.
"Мне тоже грустно, что теперь дети не знают "Евгения Онегина" на память, но я понимаю, что этот навык не поможет им в будущем", - сказал директор Института образования Высшей школы экономики Исаак Фромин.
Реформаторы очерчивают свои аргументы с точки зрения человеческого капитала. Хотя Россия занимает четвертое место в мире по числу образованных жителей, она лишь на 42-м по уровню освоения полезных навыков.
"В некоторых местах наши девочки до сих пор учатся шить. А в Китае они изучают искусственный интеллект", - подчеркнул Фромин.
Ни одна из групп не окончательно одержала победу. Новая стратегия национального развития Владимира Путина, которую он опубликовал вскоре после инаугурации, призывает сделать российские школы более конкурентоспособными в мире. Но при этом поддерживается "воспитание" на основе "духовных и моральных ценностей", на чем настаивают традиционалисты. В придачу министерство образования и науки будет разделено на два. Одно будет заниматься высшим образованием, а другое - начальным и средним образованием. Одно будет отвечать за разработку инноваций, а вторым будет управлять Васильева и оно будет называться министерством просвещения, как в царистские и советские времена. Это намек на то, что в школах будет больше "воспитания" чем "обучения".
Ранее сообщалось, что крымских школьников заставляли рисовать плакаты для президентских выборов, на которых предсказуемо "победил" Владимир Путин. Как отмечают правозащитники, школьникам также предложили привести своих родителей на выборы и сфотографироваться на фоне таких детских рисунков.