Неужели мир перешел в историческую эпоху протестов? Новое исследование, рассматривавшее демонстрации между 2006 и 2020 годами, показало, что количество протестных движений во всем мире выросло более чем в три раза за 15 лет. Исследование также показало, что в каждом регионе мира наблюдается рост демонстраций, причем некоторые из протестных движений были достаточно масштабными, как протесты в Беларуси, протесты фермеров, начавшиеся в 2020 году в Индии или активизация движения Black Lives Matter в США, пишет The Washington Post.
Исследование под названием «Мировые протесты: анализ ключевых проблем протестов в 21 веке» проведено командой немецкого аналитического центра Friedrich-Ebert-Stiftung (FES) и некоммерческой организации Initiative for Policy Dialogue.
Внимательно рассматривая более 900 протестных движений в 101 стране, авторы исследования пришли к выводу, что мир переживает период истории, «когда большое количество людей восстало против существующего пути, требуя перемен».
Но почему? Авторы выделяют одну особую проблему: демократический провал. Их исследование показало, что большинство зафиксированных ими протестных движений (54 процента) были вызваны неудачей политической системы или власти.
Приблизительно 28 процентов демонстраций включали требования того, что авторы назвали «настоящей демократией». Среди других проблем – неравенство, коррупция и отсутствие мер по изменению климата. Но авторы исследования говорят, что политики часто не реагируют на призывы людей должным образом.
«Слишком многие лидеры в правительстве и бизнесе не слушают людей. Многие протесты во всем мире выдвигают разумные требования, с которыми уже согласились большинство правительств. Люди протестуют за лучшие рабочие места, чистую планету для будущих поколений и роль в решениях, влияющих на качество их жизни», – сказала одна из авторов исследования Сара Берк.
Однако протесты означают разные вещи для разных людей. В некоторых странах протестующие выступали за активизацию климатических целей, но европейские лидеры обеспокоены тем, что расходы на уход от ископаемого топлива могут вызвать негативную реакцию другой части населения.
Отслеживать масштабы глобальных протестов – сложная задача. Берк вместе с соавторами Изабель Ортис, Мохаммедом Беррадой и Эрнаном Саэнсом Кортесом воспользовались трудоемким методом. Исследователи работали в среде новостей на семи языках, чтобы учесть большее количество протестов в мире.
Общие тенденции были ясны. В 2006 году исследование зафиксировало лишь 73 протестных движения. В 2020 году их было 251 – даже больше, чем после финансового кризиса 2008 года или движения «Арабской весны».
В Европе и Центральной Азии наблюдался наибольший рост протестных движений, и в государствах с высоким уровнем дохода было больше протестов, чем в других группах стран. Но рост демонстраций был выявлен фактически во всех регионах мира.
Кроме проблем с демократией и политической властью, рост социального неравенства является еще одной широкой темой демонстраций во всем мире, что повлекло почти 53 процента исследуемых протестов.
Отдельные вопросы, поднятые протестующими, включали коррупцию, условия труда и реформу государственных служб. Было также значительное увеличение требований расовой и этнической справедливости.
На вопрос, что означает «настоящая демократия», Берк признала, что это несколько субъективная вещь.
«Демократия для одного человека - это автократия для другого», - говорит она.
Исследование показало, что большинство протестов не были настолько насильственными, как например, штурм Капитолия в США, но между 2006 и 2020 годами наблюдался медленный рост насилия, причем более одной пятой части зафиксированных протестов касались насилия, вандализма или мародерства. Практически в половине исследованных протестов были сообщения об арестах.
Возможно, ключевым аргументом исследования является то, что по мере роста протестов политическим лидерам следует относиться к ним серьезнее.
Приблизительно 42 процента протестов в исследовании были признаны «удачными», хотя они существенно отличались в зависимости от региона и типа, а также включали частичное удовлетворение требований демонстрантов.
Если эра протестов будет продолжаться, это означает, что все больше протестующих получат по крайней мере часть того, что они хотят.
«В последнее время протесты во всем мире приобретают сомнительную репутацию. Мы должны понимать, что протесты – это не запретное поведение, а принцип демократии», – сказал аналитик Майкл Бронинг.
Три четверти людей мира живут в странах, где свобода и демократия стремительно приходят в упадок. Это один из мрачных выводов в ежегодном отчете международной правозащитной организации Freedom House, базирующейся в Вашингтоне. Отчет ознаменовал 15-й год подряд глобального демократического отступления - "длительный демократический спад", который только усугубляется.