Министр европейских дел Финляндии Андерс Адлеркройц считает, что диверсия на подводном газопроводе Balticconnector вряд ли была случайной и столь же маловероятно, что она произошла без ведома Пекина, пишет POLITICO.
«Я не морской капитан. Но я думаю, что вы заметите, что сотни километров тянете за собой якорь. Я думаю все указывает на то, что это было намеренно. Но, конечно, пока никто в этом не признался», – сказал Адлеркройц в интервью.
Финляндия и Эстония продолжают расследовать аварию на Balticconnector, 77-километровом газопроводе, соединяющем две страны-члены НАТО на дне Балтийского моря. Трубопровод был поврежден примерно 7-8 октября вместе с двумя телекоммуникационными кабелями, соединяющими Эстонию с Финляндией и Швецией.
Проведённое финскими властями расследование определило главным подозреваемым китайский контейнеровоз Newnew Polar Bear, который, как полагают, тащил якорь через дно Балтийского моря, который и перерезал кабели и газопроводы. Якорь, весящий 6000 килограммов, достали в нескольких метрах от места повреждения.
С тех пор Финляндия и Эстония поддерживают связь с китайскими властями, чтобы обеспечить должное сотрудничество со следствием. Ранее на этой неделе Baltic Times сообщило, что обе европейские страны хотят прислать представителей в Пекин для проверки судна, которое сейчас направляется в китайский порт.
Адлеркройц сказал, что он не может предполагать, была ли осуществленная судном диверсия одобрена правительством Китая. Однако стремительное возвращение судна в Китай вызывает некоторые вопросы, сказал он.
«Если бы я, как капитан, сделал бы что-то, что не одобрило бы китайское правительство, то я бы побивался возвращаться со своим кораблем в Китай», — сказал он.
Министр обороны Эстонии Ханно Певкур в интервью шведскому общественному вещателю SVT в прошлом месяце высказал подобную точку зрения, подчеркнув, что капитан корабля, безусловно, «понял, что что-то не так» после того, как более 180 км тянул якорь свыше.
Инцидент с Balticconnector произошел более, чем через год после повреждений газопроводов Nord Stream, соединявших Россию с Германией. Он вызывает беспокойство по поводу безопасности подводной критической инфраструктуры и необходимости принять меры по ее защите от внешнего саботажа. Несмотря на международное расследование, виновные в атаке на Nord Stream до сих пор не установлены.