UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Британии Атлант собирается расправить плечи - The Economist

Brexit в сочетании с приходом к власти лейбористов может привести к ситуации, описанной в антиутопии Айн Рэнд.

В книге "Атлант расправил плечи", которой в октябре этого года исполнится 60 лет, Айн Рэнд поставила вопрос, что произойдет, если наиболее талантливые бизнесмены общества устроят забастовку, устав от чрезмерного налогообложения и регулирования со стороны правительства.

Разработка инноваций исчезнет. Экономика погрузится в стагнацию. А правительство, потеряв возможность легко взимать различные сборы, станет еще более жестоким. 3, которая остается пятой крупнейшей экономикой в мире, оказалась на начальной стадии своего эксперимента по доведению Атланта до безумия.

Об этом пишет The Economist, напоминая, что после революции Маргарет Тэтчер в 80-х годах Британия стала одной из наиболее открытых и привлекательных для бизнеса экономик. Она стала крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций в Европе. Великобритания занимает седьмое место в глобальном индексе легкости ведения бизнеса. К тому же у нее самые либеральные в мире правила корпоративного поглощения.

Британия до сих пор получает выгоду от такого режима. Безработица в стране составляет 4,4%, и это самый низкий показатель за 42 года. Google собирается построить свой центр в районе King's Cross в Лондоне для 5 тысяч работников.

Но это состояние вещей переживает атаку с двух направлений. Во-первых, Консервативная партия ведет переговоры о выходе страны из ЕС, что остановит длительный приток капитала, талантов, а также навредит торговле. А тем временем, главную оппозиционную партию возглавляет левый радикал, который хочет отменить все положительные результаты работы Тэтчер.

Brexit уже начал наносить вред британскоq наиболее глобализированной индустрии - финансовой. Крупнейшие инвестиционные банки уже перенесли часть персонала и операций в континентальную Европу. Ситуация может стать катастрофической, когда лондонский Сити поймет, что ЕС не позволит Британии просто так выйти и сохранить все преимущества, которые дает ей членство сейчас. Консалтинговая фирма Oliver Wyman предсказывает, что страна может потерять 75 тысяч рабочих мест в финансовом секторе, если она потеряет доступ к единому рынку ЕС. А это 7% от всех британских рабочих мест. Другая фирма EY ожидает, что Британия потеряет 83 тысячи рабочих мест. Спрос на дома в Лондоне, стоимостью более 2,6 миллиона долларов, падает, в то время как в Париже и Франкфурте интерес к такой недвижимости растет.

Влияние Brexit распространяется и на ряд других сфер. Количество иностранных выпускников, которые ищут работу в Великобритании, сократилось на 12% после референдума о выходе из ЕС. Об этом свидетельствуют данные LinkedIn. А инвестиции в британскую автомобильную промышленность в этом году сократились на половину по сравнению с показателями 2016-го. Если же сравнивать с инвестициями 2015 года, то нынешние составляют лишь четверть от них.

Много сторонников Brexit считают все это временными неудобствами, которые стоит потерпеть по причинам, описанным Рэнд в "Атлант расправил плечи". Они говорят, что ЕС - огромная бюрократическая машина, которая больше заинтересована в регулировании вчерашних индустрий, чем в инвестировании в будущее. А потому Британия сможет процветать, если превратит себя в европейский Сингапур и привлечет мобильные индустрии.

Эта точка зрения кажется положительной, но она все же столкнулась с рядом проблем. Во-первых, ЕС вряд ли позволит новому Сингапура появиться у своих границ. Британия встанет перед выбором: или играть по европейским правилам и получить доступ к европейским рынкам, или создать собственные правила и потерять такой доступ. Во-вторых, цена может оказаться слишком высокой. В Британии сейчас дефицит бюджета на уровне 3% от ВВП. У нее также очень большой "валовой" баланс из-за того, что она стала глобальным узлом для банков и холдинговых компаний. Это делает ее чувствительной к паническим реакциям на проблемы, связанные с переговорами по Brexit или возможностью того, что Британию лишат членства без какого-либо соглашения о дальнейших двусторонних отношениях с Европой. Третья и наиболее важная проблема кроется в том, кто станет следующим премьер-министром королевства. Если у Сингапура был Ли Куан Ю, то у Британии будет Джереми Бернард Корбин.

Лидер лейбористов за шаг от власти. Ведь Консервативная партия очень раздроблена. И некоторые ее члены хотят, чтобы нынешнего премьера-консерватора Терезу Мэй заменил Джейкоб Рис-Могг. Вряд ли Корбин откажется от своих крайне "левых" взглядов, когда возглавит правительство. Он бьет в один и тот же барабан уже более 30 лет. К тому же он окружен соратниками вроде Сеумаса Милна и Джона МакДоннела, расхождения во взглядах которых заключаются лишь в том, с кого лучше брать пример: с Иосифа Сталина или Льва Троцкого.

Победа Корбина на выборах может привести к крупнейшему конфликту между мировыми рынками и суверенным правительством с 1981 года, когда во Франции Франсуа Миттеран предложил провести масштабную национализацию. Тогда французского президента остановили недовольные демонстранты. Но Корбин, скорее всего, будет более устойчивым. Его политика более "красная", чем у Миттерана. Британский лейборист верит, что изменения происходят не благодаря консенсусу, а благодаря конфликту. СМИ и рынки будут говорить, что Корбин разрушает страну. Но его молодые сторонники будут сначала рады росту инфляции и обвалу цен на недвижимость.

Результатом сочетания Brexit и прихода Корбина к власти может стать дистопия, описанная Рэнд: общество, переживающее стагнацию, которое раздражает чужой успех. Отток талантов не просто нанесет серьезный удар по экономике Великобритании, которая начнет сокращаться после того, как богатые люди начнут тратить деньги в Париже и Франкфурте вместо Лондона или Лидса. Доходы государства тоже начнут сокращаться, поскольку 1% самых богатых людей платит почти 30% налоговых поступлений в госбюджет. А на 10% богатых людей приходится 60% от всех налогов. Корбин, похоже, думает, что он сможет все уладить, если заставит богачей заплатить "немного больше". Но зачем успешным людям платить Лондону, если они могут переехать из страны после Brexit в более выгодное место?

Как отметил предприниматель Люк Джонсон, в мире очень много мест, где британского Атланта ждут с распростертыми объятиями: от соседней Франции, которая хотела бы привлечь британских банкиров и ІТ-работников, до АОЕ или Сингапура. Когда Атлант расправляет плечи, весь Туманный Альбион страдает.

Напомним, с понедельника Великобритания и ЕС начали третий раунд переговоров, где пытаются решить вопрос прав граждан ЕС и Великобритании, которые живут за границей, финансового урегулирования и границы Ирландии и Северной Ирландии.

Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил о том, чтоправительство Великобритании медлит, чтобы выложить на стол все свои карты по выходу страны из ЕС. По его словам, все документы британское правительство подготовило но, ни один из документов не является удовлетворительным.