UA / RU
Поддержать ZN.ua

В 2016 году либеральный мир потерпел поражение, но не все потеряно - The Economist

Либералы потеряли большинство аргументов, самое время им активизироваться.

В 2016 году было чем упрекнуть некоторых либералов. Для всех, кто верит в открытую мировую экономику и общество, в котором поощряется свободное движение товаров, капиталов, людей и идей, в котором универсальные свободы защищены верховенством закона от злоупотреблений государства, для тех этот год был провальным.

Не только из-за Brexit, победы Дональда Трампа на выборах в США, но и из-за трагедии в Сирии, которую оставили страдать, а также из-за распространения "нелиберальной демократии" в Венгрии, Польше и других странах. Об этом сегодня пишет The Economist, напоминая, что за последний год "глобализация" стала ругательным словом, а национализм и даже авторитаризм снова расцвели.

В Турции после провальной попытки переворота начались жестокие массовые репрессии. На Филиппинах избиратели выбрали президента, который не только создал отряды смерти, но и хвастался тем, что сам нажимал на курок. А между тем, Россия, которая вмешалась в западную демократию, и Китай, который только неделю назад создал напряжение в отношениях с США, захватив американский беспилотник, настаивают, что либеральность - это лишь жалкое прикрытие для западной экспансии.

Представ перед такой риторикой, многие либералы потеряли самообладание. Некоторые написали эпитафии для либерального мирового порядка и выразили предостережение об угрозах для демократии. Другие настаивали, что благодаря небольшим изменениям в законодательстве относительно иммиграции или введении определенных дополнительных налогов можно вернуться к нормальной жизни. Но этого не достаточно.

"Несмотря на горькие результаты 2016 года, либерализм до сих пор остается лучшим способом даровать достоинство и обеспечить процветание и равенство. Вместо того, чтобы погружаться в борьбу идей, либералам стоит наслаждаться всем этим", - говорится в статье.

На протяжении последних 25 лет либерализм получал все блага слишком легко. Его доминирование после распада СССР привело к разрастанию лени и самодовольства. Несмотря на рост неравенства, лидеры обществ оправдывались перед собой, что они живут в условиях меритократии и поэтому их успех заслуженный. Эксперты, нанятые помочь управлять значительной частью экономики, были очарованы собственным блеском. Но простые люди часто видели в богатстве прикрытую привилегированность, а в экспертных оценках - завуалированную корысть.

Будучи при власти так долго, либералам всех народов стоит признать, что реакция уже на подходе. Издание напоминает, как в 19-м веке либеральные взгляды появились как альтернатива деспотизму абсолютной монархии и террора революции. В их корне лежало убеждение, что длительная непрерывная власть развращает. Привилегия становится инструментом самосохранения. Консенсус подавляет творчество и инициативность. В динамическом мире споры и диспуты не только неизбежны, они приветствуются, поскольку приводят к обновлению.

Либералам есть что предложить обществам, которые пытаются справиться с изменениями. В 19-м веке, как и сегодня, старые методы были заменены безжалостными технологическими, экономическими, социальными и политическими силами. Люди жаждали порядка. Нелиберальные консерваторы предложили бы назначить кого-то с чрезмерной властью для воплощения лучших методов с приостановки изменений, а революционеры призывали бы свергнуть власть. Отголоски этих идей можно расслышать в нынешних призывах "вернуть контроль", а также в словах автократов, которые паразитируют на агрессивном национализме и обещают сдержать космополитическую волну.

Либералы же предлагали и предлагают другие ответы. Вместо концентрации власть нужно разделить, используя верховенство права, политические партии и конкурентные рынки. Вместо того, чтобы заставить граждан служить могущественным и защищать государство, либерализм считает, что каждый индивид может сам выбирать свой путь для себя. Вместо войн и раздоров странам стоит торговать и заключать сделки.

Эти идеи запечатлелись на Западе, и, несмотря на заигрывания Трампа с протекционизмом, они, вероятно, смогут выдержать и остаться в силе. Но только в том случае, если либерализм сможет справиться со своей другой проблемой: потерей веры в прогресс. Либералы верят, что изменения - это хорошо, потому что в целом они приводят к улучшению.

"Они могут вполне справедливо указать на сокращение уровня глобальной бедности, роста продолжительности жизни, а также возможностей и мира, даже несмотря на кровавые события на Ближнем Востоке. На самом деле люди во всем мире еще никогда не жили лучше, чем сегодня", - пишет издание.

Читайте также: Запад предал свои же ценности, допустив бойню в Алеппо – The Economist

Но значительная часть Запада сегодня не видит этого. В глазах многих обществ прогресс происходит с другими. Богатство не распространяется равномерно, а новейшие технологии безвозвратно уничтожают рабочие места. Ради собственного процветания либерализму нужно найти ответ и для пессимистов. В конце концов, на протяжении десятилетий либералы воплотили невероятные решения. В 19-м веке реформаторы создали систему общего образования, широкие программы общественных работ и первые законы о правах рабочих. Позже граждане получили право голоса, систему охраны здоровья и безопасности. После Второй мировой войны США построили глобальный либеральный порядок, используя такие органы как ООН и МВФ для выражения своих взглядов. Сегодня Запад не делает ничего даже приблизительно столь амбициозного. И это нужно изменить. Либералы должны изучить пути, которые откроют технологии и социальные потребности. Власть может быть делегирована от государства к гражданам, которые будут функционировать как лаборатория свежих политик. Политики должны избежать стерильного партнерства с помощью новых форм локальной демократии. Лабиринт налогообложения и регулирования можно перестроить рациональнее.

"Возможно ли воплощение этой мечты после 2016 года? Некоторые перспективы в порядке. Эта газета (The Economist - ред.) убеждена, что Brexit и президентство Трампа, вероятно, окажутся дорогими и вредными. Мы волнуемся из-за смеси национализма, корпоративизма и народного недовольства. Но 2016 год также представляет спрос на изменения. Не стоит забывать способность либералов к обновлению. Не стоит недооценивать способность людей включительно с администрацией Трампа и Британии после Brexit к мышлению и изобретательности в поисках выхода из проблем", - говорится в статье.

Ранее издание The Economist в статье "Лига националистов" писало, о том, почему радикалы становятся популярными. В богатых странах пессимизм играет важную роль. А замедление экономического роста уменьшает и поддержку глобализации. Неравенство также вредит. У образованных людей дела идут хорошо, но рабочий класс часто страдает. Трамп смог склонить на свою сторону белых работяг в США. А одним из главным аргументов для Brexit и усиления популярности Ле Пен стало убеждение, что "когда было лучше".

Подробнее о победе республиканца Дональда Трампа на выборах в США и приоритетах его политики на должности главы государства читайте в статье Богдана Яременко и Олега Белоколоса "Выборы президента США: как произошло невероятное, и чего ожидать Украине?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".