UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина в центре внимания мира, и это шанс деколонизировать нашу историю и культуру в его глазах

Автор: Елена Шаповалова

Несмотря на то, что цивилизованный мир поддерживает Украину в ее борьбе с оккупантом, все-таки мы должны признать, что на Западе не все понимают суть этой войны. Наверное, поэтому ее до сих пор иногда воспринимают как некий региональный конфликт или внутреннее недоразумение, акт злой воли условного Путина, к которому непричастны «хорошие русские». Страна-оккупант прикрывается сейчас великой российской культурой, чтобы прикрыть жуткие военные преступления. Украину же подают как часть Советского Союза, правопреемницей которого стала Российская Федерация. Почему так случилось? Потому что Россия вкладывала и вкладывает больше усилий и средств в популяризацию своей национальной идеи, а вот об украинской национальной идее за рубежом слышали мало.

Читайте также: Россия пропагандирует войну через видеоигры – NYT

Сейчас наша страна — в центре внимания всего мира, и это возможность не просто опровергнуть фейки, десятилетиями насаждавшиеся российской пропагандой международному сообществу, но и развивать бренд Украины. Нам есть чем гордиться и есть что сказать миру. Мы деколонизируем свою историю и культуру внутри страны, а теперь наступило время деколонизировать ее в мире. Сейчас это вызов для нас.

Читайте также: Минкульт анонсировал акцию для украинцев по всему миру ко Дню Независимости

Большие надежды в выполнении этой задачи возлагают на украинские студии за рубежом. Слово «студии» — калька с английского study, то есть «изучение». Следовательно, украинские студии — это фактически украиноведение, междисциплинарная сфера исследований, охватывающая не только украинский язык и литературу, но и историю, культуру, социологию и т.п.

Поддержка украинских студий — один из проектов Фонда президента Украины по поддержке образования, науки и спорта. «Это направление деятельности фонда возникло как ответ на полномасштабное вторжение, — подчеркивает Советник — уполномоченный президента Украины по вопросам Фонда президента Украины по поддержке образования, науки и спорта Ольга Будник. — Мы рассматриваем украинские студии как элемент национальной безопасности, как важный компонент развития образовательной дипломатии. Когда мы начали исследовать эту тему глубже, поняли, что Россия на самом деле использует в академической среде российские студии как отдельный вид оружия — гуманитарного и пропагандистского».

Украинский государственный центр международного образования и Совет молодых ученых вместе с Министерством образования и науки Украины и Фондом президента Украины по поддержке образования, науки и спорта запланировали серию стратегических сессий по этому вопросу. Важно запустить широкие общественные и академические дискуссии, что именно и как мы будем рассказывать об Украине. Недавно состоялась первая сессия «Украинские студии в славистике: визуализация». В качестве ее модератора хочу очертить основные идеи, озвученные ее участниками.

Читайте также: В Украине открыли Международный центр математики

Какие украинские студии у нас есть за рубежом сейчас?

К сожалению, Украина не может похвастаться мощной сетью украинских студий. Часто это даже не отдельные студии, а элемент программы славистических или же евроазиатских студий. Однако в таких межрегиональных проектах одеяло на себя обычно перетягивает Россия, зарубежные исследователи именно ее ассоциируют со славистикой.

Сейчас у нас есть два исследования, в рамках которых созданы интерактивные карты с центрами украинских студий за рубежом. Первое — это исследование Украинского института, где определены 160 центров украинских и крымскотатарских студий более чем в 30 странах мира. Как рассказала аналитик Украинского института Мария Процюк, это университетские образовательные программы по украинистике, истории, культуре, современной политике Украины, языку и литературе; это исследовательские центры и кафедры при университетах.

Второе исследование — проект Ukrainian Studies: Go Global, реализованный по инициативе Фонда президента Украины по поддержке образования, науки и спорта и Представительства «Фонда Фридриха Науманна за свободу» в Украине. В этом проекте проанализированы учебные программы университетов, которые входят в ТОП-200 рейтинга QS World University Ranking 2022. Как показало исследование, украинские студии функционируют только в 57 из них. В семи университетах есть полная программа по исследованию региона (восточноевропейские студии, славистика и т.п.), а в 26 университетах лишь образовательные компоненты из украинских студий как составная часть других образовательных программ (политические и социальные, языковые и литературные студии). Еще в 21 университете есть языковые курсы.

«Больше всего украинских студий в Европе, меньше — в Америке, Азии и Австралии, — рассказывает руководитель секретариата Фонда президента Украины по поддержке образования, науки и спорта Ульяна Автономова. — Менее чем в десяти зарубежных университетах есть полный курс образовательной программы на уровне бакалаврата или магистратуры. И большей частью их преподают в центрах, в названии которых содержатся «российские», а не «украинские студии». Единственная бакалаврская программа в Европе по украинским студиям есть в University College London, она является примером. Но у нас есть кейс студентов из Украины, которые учились в University College London, исследуя Украину, однако в дипломе у них запись Russian studies. Надо указать также, что западные университеты ступили на путь переосмысления, но он весьма болезненный».

Чтобы в зарубежных университетах изучали украинские студии, нужно финансирование и чтобы это было интересно студентам, чтобы они выбирали этот курс для изучения. Россия щедро финансирует за рубежом не только свои студии, но и гранты для исследования с возможностью приехать, скажем, в Санкт-Петербург и принять участие в научной конференции. Это и неудивительно, ведь продвижение «русского мира» — важная часть государственной гуманитарной политики страны-агрессора. Российские студии в мире поддерживают как минимум три крупные организации в сфере гуманитарной политики РФ: «Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)», «Фонд «Русский мир», «Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.Горчакова».

Читайте также: Европейский конкурс стартапов: как принять участие молодым украинским предпринимателям

Что нужно сделать Украине, чтобы развивать свои студии за рубежом?

Участники стратегической сессии сделали несколько предложений.

В первую очередь развитие украинских студий должно стать частью государственной гуманитарной политики. Нужно разработать ее концепцию.

«У нас был предварительный разговор с СНБО с тем, чтобы это стало частью государственной истории в контексте национальной безопасности, — говорит Ольга Будник. — Очевидно, чтобы это состоялось, надо показать украинскому обществу, какой результат это может дать. Не знаю, может ли это звучать как призыв к академической среде, занимающейся украинскими студиями, но было бы хорошо по меньшей мере актуализировать эту тему и показать не только важность и роль украинского языка и истории в целом, но и, возможно, рассмотреть это в контексте того, как вообще развитие украинских студий может влиять на продвижение интересов Украины в мире; каким образом мы можем показать себя и заинтересовать изучением нашего опыта и культуры».

Заместитель министра образования и науки Украины Михаил Винницкий подчеркнул: «Очень не хочется ограничивать украинские студии только лингвистикой или какими-то узкими направлениями. Мы понимаем, что это намного шире. Более того, в последнее время мы говорим об украинском опыте в изучении войны, безопасностных исследованиях. Действительно, Украина становится важным элементом фундамента современного мира. И очень хочется, чтобы мы не ограничивали себя, а создавали новые возможности как для мира, так и для нашей кооперации».

Таким образом, для украинских студий интересны не только история и язык, но и то, как Украина борется и живет с начала полномасштабной войны, как преодолевает трудности, с которыми мы столкнулись с 24 февраля 2022 года. В этом плане наш опыт можно изучать на уровне и бизнес-школ, и управленческого опыта, и с точки зрения продвижения государственной политики в целом. Также в Украине есть, например, крупнейший открытый архив КГБ, и это может быть полезно в создании программ для иностранных исследователей, в частности лингвистов. «Это конкурентное преимущество нужно использовать в украинских студиях», — заметила Ульяна Автономова.

Нужно реализовывать как можно больше академических исследований украинистики, потому что на Западе доверяют академической среде. Это могут быть как украинские исследования, так и общие международные проекты, университетские исследовательские центры и магистерские программы, visiting-возможности и т.п.

«Над общими программами и исследовательскими центрами нужно думать каждому университету, имеющему такие возможности, — подчеркнул Михаил Винницкий. — Мы можем помочь с этим, но надо понимать, что инициатива должна исходить от университетов».

И у нас есть уже успешные кейсы в этом направлении. «Например, Фонд президента поддержал шесть программ двойных дипломов между украинскими и британскими университетами, — рассказала Ульяна Автономова. — Одна из таких программ — между УКУ и Ноттингемским университетом.

Изучение языка — одно из популярных направлений украинских студий, но у нас до сих пор нет стандартизированного сертифицированного теста по украинскому как иностранному или второму языку, который определял бы уровень знаний. Такого как, например, тест по английскому TOEFL, который разработала и проводит американская Служба тестирования в области образования. Сертификат по этому тесту признают в учебных заведениях, бизнес-структурах и научных центрах других стран.

«На сегодняшний день нет стандартизированной системы тестирования знаний по украинскому языку как второму, и нам крайне важно, чтобы такой тест появился, — подчеркнул Михаил Винницкий. — Задача государства, Министерства образования и науки и Комиссии стандартов украинского языка — создать такой стандарт. Мы сделаем все возможное, чтобы до конца этого года он появился. Дальше нам будет важно, чтобы его максимально распространяли в университетах мира через сети славистов, наши посольства и диаспорные организации, с которыми у нас тесная связь».

Важно также привлекать зарубежную молодежь к обучению в Украине. Несмотря на военное положение, более 50 тысяч иностранных студентов и сейчас учатся в украинских заведениях высшего образования. Кто-то дистанционно, кто-то очно в относительно безопасных регионах. В следующем учебном году некоторые украинские университеты начнут очное обучение, в частности и для иностранных студентов.

Однако популяризация украинского образования требует вливания средств и системной работы. У нас есть Украинский государственный центр международного образования, основная задача которого как раз популяризировать украинское высшее образование за рубежом. Проведем параллель с аналогичной структурой США — Educationusa, которая является сетью Госдепартамента США, состоящей из более 435 информационно-консультативных центров для иностранных студентов в более чем 175 странах. В отличие от Соединенных Штатов, у нас нет бюджетного финансирования и государственной программы, которая позволяет открыть за рубежом сеть украинских консультативных центров и представительств Study in Ukraine. И сейчас у нас с иностранными поступающими чаще всего работают частные образовательные агентства.

Читайте также: Пора конвертировать бренд «Украина» в успех ее производителей

Понятно, что для развития украинских студий нужно финансирование. На сессии прозвучали предложения создать один большой фонд для финансирования исследований по украинистике за рубежом, куда, среди прочего, направлять, например средства из конфискованных российских активов. Нужно также лоббировать проведение международных исследований по украинистике, привлекать гранты на научные и образовательные проекты по изучению Украины, ее истории и современности.

Очень хочется, чтобы мы не утратили шанс, создавали новые возможности для мира и нашего будущего.

Больше статей Елены Шаповаловой читайте по ссылке.