В начале февраля прошлого года президент США Джо Байден выступил в Госдепартаменте с первой большой речью о внешнеполитическом курсе своего президентства и пообещал реагировать на угрозы России Владимира Путина, пишет Financial Times.
«Дни, когда США закрывали глаза на российскую агрессию, закончились. Мы будем повышать цену агрессии для РФ и защищать наши интересы. И мы будем более решительными в общении с Россией и начнем координировать усилия с нашими единомышленниками», - сказал Байден.
Через год президент США столкнулся с «платой» за свои слова, поскольку российские войска собираются на границе с Украиной на фоне угрозы возможного вторжения, а Путин пытается заставить НАТО ограничить присутствие в регионе.
Результат противостояния определит не только баланс сил в Европе, но и судьбу США как силы, все еще способной противостоять автократическим режимам, объединяя западные демократии, после расколов времен президента Дональда Трампа.
Если Путин отступит или проиграет, обещание так называемой «доктрины Байдена» будет выполнено. Если РФ победит, слабость США увидят такие страны как Иран, Северная Корея и, что самое главное, Китай.
Кризис разворачивается лишь через несколько месяцев после хаотического вывода американских войск из Афганистана, который был призван освободить потенциал для больших внешнеполитических приоритетов США, но также вызвал скептицизм относительно решимости Вашингтона проектировать влияние на международном уровне.
«Это касается не только Украины. Я не уверена, что президент или его администрация знают, чем закончится эта история, потому что противостоять агрессивному авторитарному поведению, будь то в Южно-Китайском море или Балтийском море, вам, вероятно, нужно меньше риторики и больше демонстрации силы», – сказала аналитик Немецкого фонда Маршалла Хизер Конли.
«Последствия, вероятно, будут серьезными в Азии, если США проигнорируют российскую агрессию», - отмечает Кори Шаке из аналитического центра American Enterprise Institute.
Поскольку ставки продолжают расти, Байден и его внешнеполитическая команда заметно усилили свои позиции и активизировали дипломатические усилия по разрешению кризиса.
Пентагон перевел в режим готовности 8 500 военнослужащих, готовых к развертыванию в поддержку сил реагирования НАТО на восточном фланге альянса.
Хотя Байден исключил отправку сухопутных войск в Украину, он предлагает больше военной помощи Киеву. США и европейские союзники также интенсивно обсуждают пакет экономических санкций против Москвы, которые будут гораздо агрессивнее тех, что применялись после аннексии Крыма в 2014 году.
Но некоторые аналитики опасаются, что позиция Байдена остается слабой. Бывший министр обороны США Уильям Коэн сказал, что может быть «возможность действительно объединить европейцев способом, которого мы раньше не видели», но трудно рассчитывать на это.
«Я думаю, что Путин просто так не отступит. Поэтому я не знаю, что такое доктрина Байдена сейчас. Я считаю, Байден не в выигрышной позиции из-за разногласий в США, а также в Европе», – сказал Коэн.
США пытаются выиграть больше времени для поиска дипломатического решения. Госсекретарь Энтони Блинкен предоставил письменные ответы, согласованные с союзниками, на требования «гарантий безопасности» России. В Москве заявили, что на основе этого документа «мало поводов для оптимизма».
США отклонили просьбу Путина запретить НАТО принимать Украину в альянс, но они открыли двери для диалога о прозрачности военных учений, контроля над вооружениями и развертывания ракет.
Поскольку результаты переговоров оказались не слишком удачными, переход Байдена к более решительной стратегии против Путина в Вашингтоне был встречен с некоторым облегчением.
«Если Путин предпримет какие-то военные действия, он попадет под атаку Запада. Он поставит себя в позицию прямого противостояния с Соединенными Штатами и Европой», – сказал бывший чиновник США.
Даже лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл отдал Байдену должное.
«Они готовятся принять меры до вторжения, а не после. Мне кажется, что администрация двигается в правильном направлении», – сказал он.
Старший научный сотрудник Атлантического совета Рэйчел Риццо отметила, что возможность перемещения войск на восточный фланг НАТО была бы «невозможна» несколько недель назад, но теперь это «реальный вариант политики».
«То, что мы видим — это способность администрации США адаптироваться, как того требует геополитическое пространство», — говорит Риццо.
Сенатор-демократ Джин Шахин считает, что стратегия Байдена работает. Однако возникли сомнения в том, что Германия, в частности, полностью поддерживает самые суровые предложенные санкции.
«Президент Байден правильно применил программу "дипломатия прежде всего" и использует все аспекты нашего дипломатического корпуса, чтобы ответить на агрессивную активность России», - говорит Шахин.
Перспектива конфликта уже вызвала вопрос о том, отдалит ли украинский кризис Байдена от угрозы Китая, которую он назвал крупнейшим внешнеполитическим вызовом США.
«США слишком сократили свою армию, чтобы одновременно выполнять упорную стратегию безопасности в двух регионах», – считает Кори Шаке из аналитического центра American Enterprise Institute.
Но нет никаких сомнений, что произошедшее в Украине в течение следующих нескольких недель будет ключевым моментом не только для Байдена, но и для внешней политики США в 21 веке.
«Это говорит о том, что будет с доверием к Америке. Мой вопрос: готовы ли мы? Готова ли эта администрация пойти на трудные шаги во время испытания», – говорит Конли из Немецкого фонда Маршалла.
На границе с Украиной находится около 112 тысяч военных РФ. По словам министра обороны Украины, вместе с морской и авиакомпонентой их количество достигает около 130 тысяч. Страны Запада одна за одной обещают ввести санкции против России в случае полномасштабного вторжения в Украину. Как будут выглядеть эти санкции, читайте в материале ZN.UA "Какие санкции США, ЕС и Британии ждут России в случае вторжения в Украину".