UA / RU
Поддержать ZN.ua

У Трампа была стратегия политики в отношении Китая, но он ее не использовал — The Washington Post

Принятая стратегия включала планы Соединенных Штатов кардинально повысить свое присутствие в Азии и расширить союзы.

У Джо Байдена осталось мало времени для стабилизации отношений с Китаем. Одним из самых распространенных упреков относительно подхода администрации президента США Дональда Трампа к Китаю было то, что она не имела "стратегии". Сейчас, когда срок пребывания Трампа в должности завершается, чиновники его администрации сообщают, что правительство США на самом деле имело план, который оно пыталось реализовать. Принципиальной проблемой было то, что сам президент Трамп не придерживался принятой стратегии, пишет The Washington Post.

Совет национальной безопасности США недавно обнародовал документ 2017 года под названием "Стратегические рамки США для Индо-Тихоокеанского региона". В том же году президент Трамп подписал документ, который должен был стать основой для действий правительства США по ряду вопросов, связанных с Азией. Документ включал планы Соединенных Штатов кардинально повысить свое присутствие в Азии и расширить союзы, а также "сохранить стратегическое первенство США в Индо-Тихоокеанском регионе и способствовать либеральному экономическому порядку, одновременно мешая Китая создавать новые, нелиберальные сферы влияния".

Стратегия держалась в тайне. Зачем же обнародовать документ сейчас, за несколько дней до перехода власти в США и на фоне многих кризисных ситуаций в стране? Чиновники, которые разрабатывали эту стратегию и верили в нее, хотели убедиться, что американцы знают о ее существовании, а также надеются, что администрация нового президента Джо Байдена также использует полезные идеи.

«Власть администрации Дональда Трампа подходит к концу. Мы хотим, чтобы мир получил пользу от понимания того, что мы планировали сделать в начале 2017 года, сравнив это с тем, чего мы реально добились. Мы достигли определенного прогресса, но команде нового президента действительно нужно двигаться вперед, и ей, безусловно, придется решить много проблем», - сказал один из высокопоставленных представителей администрации Трампа.

В 2017 году Совет нацбезопасности США руководил межведомственным процессом для написания стратегии под руководством тогдашнего советника по национальной безопасности Герберта Макмастера, но ее главным автором был Мэтью Поттингер, который впоследствии стал заместителем советника по национальной безопасности. На самом деле существует две секретные стратегии, другая называется "Стратегические рамки противодействия экономической агрессии Китая".

Вместе стратегии служили внутренней инструкцией для правительства США и частично входили в несколько доступных для общественности документов, включая Стратегию национальной безопасности, Стратегию национальной обороны и отчетов, что лежали в основе торговой войны Трампа с Пекином. Эта стратегия четко сформулировала растущие проблемы, которые провоцировало агрессивное поведение китайского правительства, предупреждая о том, что лидер Китая Си Цзиньпин ведет свою страну в более авторитарном направлении, проводя жесткую внешнюю политику. Чиновники обсуждали вопросы, которые сейчас являются привычными, такие как противостояние росту влияния Китая и необходимость уменьшить зависимость США от Китая относительно стратегически важных ресурсов.

Что же пошло не так? Прежде всего, стратегию часто игнорировал или даже подрывал сам президент Дональд Трамп. Например, официальная стратегия предусматривала усиление давления на Северную Корею с целью "убедить режим Ким Чен Ына, что единственным путем к его выживанию является отказ от ядерного оружия". Однако Трамп фактически договорился об устранении американских рычагов влияния.

Стратегия предусматривала усиление сотрудничества с региональными союзниками по таким вопросам, как поддержание мира, гуманитарная помощь и охрана здоровья в целом. Но мантра Трампа "Америка прежде всего" оттолкнула США от многостороннего сотрудничества. Стратегия рекомендовала усилить сотрудничество с союзниками региона Юго-Восточной Азии, но Трамп фактически даже не интересовался участием в региональных саммитах после 2017 года. Стратегия предусматривала усиление оборонительных отношений с Японией и Южной Кореей, но Трамп только угрожал, что выведет американские войска из стран, если они не увеличат расходы на оборону. Общепринятая стратегия рассматривала Си Цзиньпина как противника, тогда как Трамп рассматривал его как «личного друга».

Однако, все-таки, много вещей, которые требовала стратегия, удалось реализовать. Администрация Трампа действительно создала условия для сотрудничества между США, Японией, Австралией и Индией. Администрация увеличила усилия по борьбе с китайским шпионажем и влиятельными операциями. В конце концов, демократический Тайвань получил больше помощи. Но это не было заслугой Трампа.

Самым большим препятствием на пути реализации утвержденной стратегии было настойчивое стремление Трампа посеять раздор в американской общественной жизни. Он злоупотреблял вопросом Китая, чтобы получить политические очки, когда баллотировался на переизбрание. Профессор Австралийского национального университета Рори Медкалф считает, что его смелое видение внешней политики США не учло глубину внутреннего раскола и дисфункции, препятствующих способности Америки продвигать свои интересы за рубежом.

Команда Байдена по вопросам сотрудничества с Азией, которую возглавит бывший чиновник Государственного департамента Курт Кэмпбелл, должна признать разницу между политикой Трампа в отношении Китая и между взглядами чиновников его администрации. Стратегия США в отношении Китая могла быть весьма перспективной, если бы Трамп ее придерживался, резюмирует издание.

Читайте также: Команда экспертов ВОЗ прибыла в Китай на поиски источника коронавируса

Что делать с ростом Китая - является самым большим геополитическим вызовом, с которым столкнутся все западные демократии в 2021 году, при этом, ни одна из демократических стран до сих пор не имеет последовательного ответа на этот вопрос. К тому же, Китай стал препятствием на пути к восстановлению отношений Европы и США. Влияние Китая стремительно растет во всем мире. По прогнозам, к 2028 году Пекин догонит США как крупнейшую экономику.