Когда новоизбранный президент США Дональд Трамп в начале января написал в своем Twitter, что КНДР не сможет создать межконтинентальную ракету, способную достичь Америки, он не учел два фактора: насколько Ким Чен Ын близок к этой цели и насколько ограничены американские возможности его остановить.
Об этом на страницах лояльной к Демократической партии New York Times пишет обозреватель Дэвид Сэнджер, напоминая, что Северная Корея вчера испытала ракету, способную ударить по Аляске. Пройдет еще два года, и Пхеньян, вероятно, сможет объявить, что у него есть мощные ракеты, способные донести ядерную боеголовку до континентальной Америки.
Так какие же сценарии реакции есть у президента Дональда Трампа и каковы их слабые стороны?
Обозреватель считает, что "классическим" способом было бы сдерживание, то есть ограничение способности КНДР расширять влияние. Этот метод Вашингтон успешно испытал на более сильном сопернике - СССР. Однако, сдерживание не решает проблему, оно лишь определяет формат сосуществования с ней.
Другой способ - Трамп может усилить санкции и увеличить присутствие военного флота возле Корейского полуострова, а также устроить тайную кибероперацию, чтобы сорвать запуск ракет. Однако, если бы такое сочетание технических возможностей и тактики запугивания могло принести желаемый результат, то вчерашний запуск баллистической ракеты просто не состоялся бы.
Также Трамп может пригрозить привентивним ударом по КНДР, если окажется, что она готовит новый запуск межконтинентальной ракеты. Так поступить предлагал бывший министр обороны США Уильям Перри в 2006 году. Однако, сам Перри замечает, что этот шаг был бы удачным 11 лет назад, а не сейчас. Ведь за эти годы Северная Корея создала слишком много разного рода ракет. И преимущество от агрессивных действий США больше не перекрывают риски.
Еще один способ - начать переговоры с Пхеньяном, о которых говорил президент Южной Кореи во время встречи с Трампом. Вашингтон мог бы предложить приостановить совместные военные учения с Южной Кореей в обмен на остановку ядерной программы КНДР. Но это тоже очень рискованно. Ведь фактически это означало бы, что США соглашаются на ограничение своих военных действий в Тихом океане. А Китай и Северная Корея этого очень хотели бы. Чиновники в Белом доме предполагают, что остановка ядерной программы могла бы быть не конечной целью, а лишь этапом на пути к безъядерному Корейскому полуострову. То есть Ким Чен Ыну нужно было бы отказаться от ядерного арсенала.
Но северокорейский диктатор с оглядкой на прецеденты в мировой практике вряд ли на это согласится. Ему достаточно вспомнить, как диктатор Ливии Муаммар Каддафи отказался от своей ядерной программы еще на начальной стадии, а вскоре США помогли повстанцам свергнуть его режим. Ким может считать, что ядерное оружие защитит его от попыток Вашингтона свергнуть его режим. Не исключено, что он прав, когда так думает.
Тем временем, лояльное к Республиканской партии издание Wall Street Journal предлагает США разработать стратегию свержения режима Ким Чен Ына. Ведь без этого избавиться от угрозы не удастся.
Тем временем, издание The Economist пишет, что испытания межконтинентальных ракет КНДР заставляют Вашингтон нервничать. И пришло время сбивать северокорейские ракеты во время испытаний, чтобы вся программа их развития не продвигалась вперед. Однако, для этого США и Японии необходимы более быстрые ракеты-перехватчики.