Можно много сказать об уровне энтузиазма в Евросоюзе в вопросе отношений с восточными партнерами, если взглянуть на информационный листок под названием "Мифы о Восточном партнерстве", обнародованный на сайте организации в преддверии пятого саммита с постсоветскими странами-участницами программы.
В то время, когда лидеры Украины, Грузии, Молдовы, Беларуси, Армении и Азербайджана съезжаются в Брюссель, первое, что союз решил подчеркнуть - это что Восточное партнерство не ведет к членству. Вторым пунктом указано, что программа не ставит за цель провоцировать Россию.
В остальном ЕС посылает более позитивные сигналы: цель Восточного партнерства - в "построении общего пространства демократии, процветания, стабильности и тесного сотрудничества". Однако, партнерству нужна серьезная инъекция свежего импульса, чтобы все эти цели можно было воплотить.
Об этом на страницах EUObserver пишет директор по внешней политике Центра европейских реформ Иан Бонд. Он обращает внимание на то, что обе стороны разделены в своих желаниях.
В лагере стран-партнеров Украина, Грузия и Молдова стремятся присоединиться к ЕС в конце концов. В свою очередь, Армения, Азербайджан и Беларусь, которые сильно зависят от России, этого не хотят.
В ЕС члены из Центральной и Северной Европы смотрят на Восточное партнерство как на способ укрепить суверенитет и демократию в Восточной Европе для того, чтобы сдержать Россию. Южным и западным европейцам же в лучшем случае безразлично к программе партнерства, а в худшем - она их раздражает, поскольку они хотели бы наладить лучшие отношения с Москвой. Российская агрессия против Украины увеличила значение Восточного партнерства, но также и усилила страх перед яростью Путина.
Автор замечает, что желание некоторых стран-партнеров вступить когда-нибудь в ЕС вполне логично, поскольку Соглашение о Евросоюзе говорит, что любая страна Европы, которая разделяет европейские ценности, имеет право присоединиться. Но не много стран-участниц с энтузиазмом смотрят на идею расширения на восток.
Лидеры ЕС должны решительно подчеркивать, что страны, которые искренне поддерживают европейские ценности и порой идут ради них на большой риск, должны иметь право на членство в ЕС, если выполнят все требования. Но на нынешнем саммите ЕС может даже отступить от риторики, согласованной в 2015 году, когда лидеры "признали европейские стремления и европейский выбор" Украины, Грузии и Молдовы.
Даже если вопрос членства сейчас не актуален, ЕС все равно может многое сделать для поддержки стабильности и процветания соседей. Ему стоит увеличить политические контакты с Украиной, Грузией и Молдовой, чтобы заверить их, что они до сих пор на европейском радаре. Союзу стоит повторить заявление, сделанное в марте 2014 года после российской аннексии Крыма, что соглашение об ассоциации - "это не конечная цель сотрудничества между ЕС и Украиной", а также расширить это обещание на Грузию и Молдову.
В практическом смысле ЕС стоит начать планировать свои будущие отношения с тремя проевропейскими странами после имплементации соглашений об ассоциации. Организация должна подумать о том, как открыть свои рынки товаров и услуг для этих стран. Она также должна предложить ограниченное право на трудоустройство украинцев, грузин и молдован, как это было в случае с центральноевропейскими странами в 90-х годах. В результате ЕС стоит подумать о создании чего-то вроде Европейского экономического пространства, но измененном так, чтобы помочь более бедным странам интегрироваться с ЕС. В то же время, ЕС должен давить на все страны-партнеры, чтобы повысить их устойчивость к внешним угрозам.
Коррупция остается большой проблемой для всех шести стран, даже для Грузии, которая среди них наименее отравлена взяточничеством. В рейтинге Transparency International по восприятию коррупции она занимает 44 место, в то время как Азербайджан и Молдова делят 123 место, а Украина оказалась на 131. В Армении и Молдове дела ухудшаются, а не улучшаются. ЕС должен помочь сократить и предотвратить распространение коррупции в странах Восточного партнерства, в частности остановить отмывание денег через финансовые системы стран-участниц союза. Но и сами страны-партнеры должны приложить больше усилий.
Еврокомиссия уже выразила опасения, что Украина и Грузия могут решить, что можно почивать на лаврах после запуска соглашений об ассоциации. Но ЕС должен напомнить еще раз об экономических и политических выгодах от полной имплементации этих договоренностей.
Членство в ЕС не удастся получить в ближайшем будущем, но организация до сих пор может послать позитивный сигнал странам-партнерам о том, что они только выиграют, если достигнут европейских стандартов.
Как сообщалось, в Брюсселе стартовал саммит "Восточного партнерства" Евросоюза. Это программа развития отношений между ЕС и Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном, Беларусью, Арменией, которая была инициирована в 2008 году.
Накануне в Брюсселе Туск и президент Украины Петр Порошенко согласовали позиции накануне саммита "Восточного партнерства".
Ранее президент Украины Петр Порошенко заявил, что на предстоящем Саммите Восточного партнерства будут определены промежуточные цели Украины на пути евроинтеграции.
По словам заместителя министра иностранных дел Елены Зеркаль, украинская делегация будет настаивать на признании перспективы полноправного членства Украины в Европейском Союзе.