Турция подтолкнула союзников по НАТО к смягчению официальной реакции на принудительную посадку Беларусью пассажирского самолета и задержание в воскресенье оппозиционного журналиста, сообщили Reuters два дипломата, знакомых с этим вопросом.
30 союзников НАТО опубликовали в среду заявление из двух абзацев, в котором осуждали принудительную посадку рейса Ryanair с целью ареста журналиста Романа Протасевича, но не содержали никаких карательных мер, на которых настаивали союзники из Балтии и Польша.
Заявление было также менее резким, чем публичные высказывания генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Он назвал случившееся «угоном государственного самолета» и «возмутительным».
По словам двух дипломатов, Анкара настаивала на том, чтобы любое упоминание о поддержке новых санкций Запада в отношении Беларуси и призывы к освобождению там политических заключенных было исключено из текста. Они добавили, что также были удалены формулировки, угрожающие приостановкой сотрудничества НАТО с Беларусью.
Мотивы Турции не сразу стали ясны.
Дипломаты заявили, что Анкара, возможно, пытается сохранить связи с Москвой, ближайшим союзником Беларуси, и поддерживать экономические отношения с Беларусью через Turkish Airlines, которая выполняет ежедневные рейсы в Минск. Другой возможностью может быть желание Турции принять российских туристов этим летом после пандемии COVID-19.
Всплеск коронавируса в прошлом месяце и шквал предупреждений о поездках за границу отменили многие ранние бронирования и повысили вероятность еще одного потерянного туристического сезона для Турции, которая полагается на приток денежных средств для финансирования своего большого внешнего долга.
МИД Турции не ответил на запрос о комментарии.
Официальный представитель НАТО сказал: «Заявление Североатлантического совета по Беларуси было согласовано всеми 30 союзниками на основе консенсуса. Мы не вдаемся в подробности обсуждений в Североатлантическом совете, которые носят конфиденциальный характер».
Один из дипломатов сказал, что Столтенберг добился согласия всех союзников, включая Турцию, относительно окончательного текста, опубликованного на веб-сайте НАТО, во избежание дальнейших разногласий в обществе.
По словам дипломатов, настаивание Турции на смягчении текста расстроило ряд союзников, в частности Польшу, Литву и Латвию, которые настаивали на более жестких формулировках.
Третий дипломат сказал, что сопротивление Анкары было в основном направлено на использование формулировок, отличных от формулировок Европейского союза, в котором подробно изложены предложения по санкциям. К ним относятся запрет на пролеты воздушного пространства ЕС белорусскими авиакомпаниями, запрет белорусским авиакомпаниям использовать аэропорты ЕС и призыв к авиакомпаниям ЕС избегать Беларуси.
Турция не является членом ЕС, хотя уже много лет является кандидатом.
«Многие союзники были очень разочарованы Турцией. Для НАТО было важно отреагировать, и непонятно, почему Анкара захотела защищать Лукашенко», - сказал европейский дипломат, присутствовавший на дискуссии.
В последние годы Турция стала более трудным партнером для некоторых союзников по НАТО, столкнувшись с Францией по поводу политики Турции в Ливии, с Соединенными Штатами по Сирии и с Грецией по поводу энергетических прав в Средиземноморье.
Турция также закупила у России ракеты противовоздушной обороны, которая, по мнению НАТО, является противником, пытающимся дестабилизировать Запад.
Соединенные Штаты и Европейский союз раскритиковали то, что они считают сползанием к более авторитарному правлению при президенте Тайипе Эрдогане, особенно после неудавшегося переворота 2016 года.
Но Турция, которая имеет вторую по численности армию в НАТО и находится в стратегическом месте между Европой и Ближним Востоком и с побережьями Черного и Средиземного морей, слишком велика и важна для ЕС или США, чтобы ее игнорировать.
Анкара неоднократно заявляла, что поддерживает НАТО, но имеет право проводить свою собственную суверенную внешнюю политику.
Ранее сообщалось, что Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба упрекнул НАТО в том, что Альянс не может найти формат участия Украины в саммите Альянса 14 июня.