UA / RU
Поддержать ZN.ua

Турецкий след: как доверенное лицо Эрдогана помогало Ирану торговать нефтью – расследование POLITICO

"Это прибыльно и почти без риска".

Турецкий бизнесмен Ситки Айян, помогающий Тегерану продавать нефть, до сих пор уклонялся от санкций США.

22 марта 2021 года несколько самых опасных людей в мире прибыли в исторический приморский отель Summerland в Бейруте — не для того, чтобы искупаться в Средиземном море или исследовать роскошный курорт "Le Beach Pop Up", а чтобы поговорить о Турции, пишет в своем расследовании Politico.  

Встреча была секретной, между делегацией высокопоставленных иранских военных и правительственных чиновников и бизнес-группой из Турции во главе с доверенным лицом президента Реджепа Тайипа Эрдогана

Читайте также: Atlantic Council: Сколько еще Турция будет играть за оба лагеря в российской войне против Украины?

По словам западных дипломатов, обе стороны были заинтересованы в углублении своего партнерства по контрабанде иранской нефти для покупателей в Китае и России, чтобы собрать средства для террористических союзников Тегерана. 

Спустя чуть больше года после этой встречи все ее участники оказались в санкционных списках США, за одним важным исключением: Турецкий бизнесмен Сытки Аян, друг президента Реджепа Тайипа Эрдогана — они учились в одной школе — и человек, оказавшийся в центре всего скандала.  

Сотрудничество между членом ближайшего окружения президента Турции и иранской властной элитой подробно описано на сотнях страниц документов, включая деловые контракты и банковские переводы, изученных POLITICO, многие из которых также были размещены на оппозиционном сайте WikiIran.

Несмотря на то, что Айан подписывал контракты с иранскими чиновниками, связанными с террористической деятельностью Ирана, и другие доказательства связей Айана с ними, правительство США воздерживается от введения санкций против него. 

Тем не менее, учитывая глубину его связей с иранцами, Вашингтон вскоре может прийти к выводу, что у другого выхода нет, даже если он рискует разозлить президента Турции, ключевого американского союзника.

Читайте также: Война в Украине дает возможность Эрдогану расширить свое влияние — WSJ

Это дело дает представление о сложной динамике отношений между Ираном, Турцией и уникальной и влиятельной роли, которую Эрдоган играет в регионе, превращаясь в потенциального посредника между Западом, Россией и Ближним Востоком, создавая тем самым зависимость, которая часто оставляет США и других союзников без выбора, кроме как позволить ему идти своим путем. 

В период войны в Украине и нестабильности на Ближнем Востоке отношения Турции с Ираном также являются напоминанием о том, что турецкий лидер не стесняется использовать свои рычаги влияния там и тогда, где и когда считает нужным.

Читайте также: Иран готов поставлять оружие и беспилотники «дружественным» странам

На встрече в Бейруте собралась целая галерея иранских чиновников, включая Ростама Гасеми, бывшего министра нефти и старшего командира иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), и Бехнама Шахрияри, стрелка "Сил Кудс", филиала КСИР, который обучает и финансирует иранских союзников по террору на Ближнем Востоке.

Однако ключевой фигурой был Айан, светлоглазый турецкий бизнесмен. Иранцы были заинтересованы в углублении своего растущего сотрудничества с Айаном, председателем базирующейся в Стамбуле компании ASB Group, энергетического конгломерата, который занимается покупкой, продажей и транспортировкой нефти, газа, электроэнергии и многого другого.  

С помощью ASB режим Тегерана обошел санкции США, чтобы переправить около 1 млрд долларов своим союзникам по террору с 2020 года, согласно данным западных дипломатов и документам с подробным описанием сделок его компании, изученным POLITICO. 

Основным бенефициаром продажи нефти являются "Силы Кудс", которые используют деньги для оплаты наемников и финансирования таких групп, как ливанская "Хезболла", которая была включена в список террористических организаций как США, так и ЕС.  

"Ситки Айан в настоящее время является главой крупнейшей финансовой сети "Сил Кудс" в Турции и, возможно, во всем мире", — сказал один из чиновников.  

Однако еще более удивительной связь Айана с "Силами Кудс" делает его близкое родство с Эрдоганом.

Эрдоган и Айан имеют одинаковое происхождение. Они оба учились в религиозной школе İmam Hatip в Стамбуле, и у них сложились отношения, которые оказались полезными для обоих мужчин, когда они делали карьеру в политике и бизнесе, соответственно. 

Например, именно Аян помог своему старому другу скрыть владение судном "Агдаш" — нефтяным танкером стоимостью 25 миллионов долларов, который Эрдоган и его семья получили в подарок от богатого мецената в 2008 году, согласно конфиденциальным мальтийским финансовым документам, обнаруженным в 2017 году консорциумом European Investigative Collaborations.  

В 2014 году имя Айана попало в заголовки газет по всей Турции после публикации тайно записанных разговоров, якобы между президентом Турции и его сыном Билалом Эрдоганом, в одном из которых старший Эрдоган сказал, что они должны потребовать от "господина Сыткы" больше денег, чем 10 миллионов долларов, которые им предложили. 

Турецкий лидер назвал этот звонок "аморальным монтажом", подразумевая, что он поддельный, но запись вызвала волну протестов, проверку его связей с Айаном и даже призывы к его отставке.

В то время Айан все еще надеялся, что контракт стоимостью 1 млрд евро, который он подписал с Ираном в 2010 году на строительство 660-километрового трубопровода для транспортировки иранского газа через Турцию в Европу, будет реализован (в конечном счете, этому помешали санкции США).  

Хотя неясно, знал ли Эрдоган о степени взаимодействия своего друга Айана с иранцами, западные дипломаты говорят, что трудно поверить, что он не мог этого не знать, учитывая характер его деловых сделок и участие высокопоставленных иранцев.  

Учитывая историю этих двух людей — Аян также близок к брату президента, Мустафе Эрдогану — западные дипломаты говорят, что они не верят, что Аян продолжал бы вести свои дела с Ираном без молчаливого ведома и одобрения Эрдогана.  

На первый взгляд, региональное соперничество и религиозная вражда между Турцией и Ираном делают их маловероятными соседями, особенно учитывая союз Турции с США как члена НАТО. 

Они также находятся по разные стороны ряда вооруженных конфликтов в регионе от Ливии до Южного Кавказа. Однако, будучи соседями с глубокими историческими и этническими связями, две страны также имеют много общих интересов, от борьбы с курдским сепаратизмом до сдерживания Саудовской Аравии. 

Турция и Иран также взаимосвязаны в экономическом плане. Например, Турция является одним из крупнейших торговых партнеров Ирана и зависит от импорта иранских энергоносителей. Турция также является главным туристическим направлением для иранцев, многие из которых также владеют недвижимостью в этой стране.

Подчеркивая важность этих связей, Эрдоган в июле посетил Тегеран, где встретился с президентом Ирана Эбрахимом Раиси. Эрдоган сказал, что две страны планируют увеличить объем двусторонней торговли в четыре раза до 30 миллиардов долларов, добавив, что эта цель может быть достигнута "при решительном марше двух стран". (Турецкий лидер также подчеркнул необходимость борьбы с "террористическими организациями", но упомянул только курдских сепаратистов и движение Гюлена). 

Изменчивые отношения между Ираном и Турцией соответствуют более широкой динамике в регионе, который больше напоминает средневековую Европу с меняющимися альянсами, говорит Бехнам Бен Талеблу, аналитик вашингтонского аналитического центра Foundation for Defense of Democracies. 

Поскольку Вашингтон уделяет меньше внимания Ближнему Востоку, а крупные страны, такие как Саудовская Аравия, все больше заявляют о себе, оппортунизм все чаще становится нормой. 

"Глупость заключается в том, чтобы считать отношения между Турцией и Ираном постоянными", — сказал Талеблу. — Это история перемен. Иногда у них есть общие интересы, а иногда они находятся по разные стороны".  

Действительно, Турция помогла своему соседу обойти санкционное давление, с которым он сталкивался в прошлом, эффективно действуя как "клапан, помогающий Исламской Республике дышать", — сказал Талеблу. 

Хотя взаимодействие Айана с Ираном насчитывает более десяти лет, его недавнее сотрудничество с КСИР и "Кудс" было вызвано решением президента США Дональда Трампа в 2018 году вывести Соединенные Штаты из ядерного соглашения с Тегераном, которое позволяло режиму освободиться от большинства международных санкций при условии, что Организация Объединенных Наций будет следить за его ядерной деятельностью.  

Этот шаг Вашингтона означал, что Иран вновь столкнулся с американскими санкциями, а его и без того слабеющая экономика оказалась под еще большим давлением. Режим столкнулся с особыми трудностями в получении доступа к иностранной валюте, необходимой ему для финансирования зарубежных операций.

На первый взгляд, решение казалось простым: Выделить им вместо этого нефть. Нефть можно продать за твердые деньги, а ее у Ирана предостаточно. Сложность заключалась в создании системы, которая могла бы обойти режим санкций Трампа "максимального давления".  

Чтобы обойти эту проблему, Гасеми, бывший министр нефти Ирана, организовал операцию под названием Pour Ja'afari, задачей которой была продажа нефти для "Сил Кудс" и КСИР в Китай, который теоретически был рад купить иранскую нефть со скидкой.

Однако доставить ее туда было проблематично. Американские санкции не только затрудняют для Ирана поиск тех, кто сможет отгрузить нефть; нежелание иностранных банков даже близко подходить к иранским сделкам, тем более связанным с нелегальной нефтью, означает, что сделки должны были проходить глубоко под землей.  

Нефть должна быть смешана, чтобы скрыть ее происхождение, документы подделаны, и, что самое важное, разработан механизм, позволяющий получать доходы от продажи нефти целевому получателю.  

Вот тут-то и пришла на помощь компания ASB. Осуществляя свою деятельность более чем в десятке стран, компания "Аян.

Неясно, почему Айан согласился сотрудничать с Гасеми и Quds, но согласно "строго конфиденциальному" меморандуму о взаимопонимании, подписанному Айаном и Гасеми 19 ноября 2020 года и попавшему в поле зрения POLITICO, он согласился. 

"Стороны договорились о сотрудничестве с целью создания судоходной операции по транспортировке сырой нефти RG из портов Северного Дубая в Китай", — говорится в документе, в котором после первого упоминания используются инициалы каждого. "Северный Дубай" — это код для Ирана, сказал западный чиновник, который изучил документы и определил, что они подлинные.  

Согласно соглашению, дочерние компании ASB — Вaslam Nakliyat и Baslam Petrol, занимающиеся транспортировкой нефти по всему миру, должны были арендовать танкеры для отправки нефти в Китай.   

Гасеми также имел право по своему усмотрению использовать "Вариант 2", который требовал от ASB нанять два танкера для перевозки нефти в Малайзию, где она будет перегружена на разные танкеры, предположительно для лучшей маскировки происхождения нефти, перед окончательной доставкой в Китай.  

Согласно документам, китайским покупателем нефти была компания Haokun Energy, контролируемая военными страны. В конце 2020 года ASB и Haokun подписали соглашение о поставках иранской нефти на сумму около 2 млрд долларов в год. Из них около 500 миллионов долларов предназначались для "Сил Кудс", сообщили дипломаты.  

Чтобы скрыть истинный характер сделок, ASB помогала проводить их через сложную сеть международных подставных компаний и банков от Индии до России и ОАЭ. Иногда она использовала свой собственный банк в Стамбуле, Vakıf Katılım Bankası, который перевел по меньшей мере 80 миллионов долларов на счета, контролируемые Шахрияри, командиром "Сил Кудс", согласно данным западных дипломатов и банковским документам, просмотренным POLITICO. 

Многие переводы были деноминированы в долларах или евро, что означает, что они были осуществлены европейскими банками, такими как Commerzbank во Франкфурте или J.P. Morgan в США. Нет никаких доказательств того, что западные банки знали о связи Ирана с этими сделками, что было бы нарушением американских санкций.

В дополнение к бизнесу с Китаем Тегеран создал вторую опору для своей незаконной торговли нефтью с российскими партнерами, которые выступают в качестве брокеров для иранской нефти. И здесь АСБ Аяна выступала в качестве законного лица операции, используя свои дочерние компании и запрет на продажу нефти.

Всего через день после встречи в Бейруте Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) и ConceptoScreen, ливанская компания, контролируемая "Хезболлой", подписали новую сделку с Haokun для отправки нефти в Китай, согласно документам, с которыми ознакомился POLITICO.  

Однако ранний успех соглашения, похоже, породил самоуспокоенность. В начале марта 2021 года в поправке к предыдущему контракту, подписанному между тремя компаниями, ссылки на нефть из "Северного Дубая" были заменены на "иранскую легкую сырую нефть".  

Несколько месяцев спустя, 25 августа, Аян подписал "Соглашение о предоставлении услуг по продаже и покупке" с Азимом Монзави, преемником Гасеми на посту руководителя операции Pour Ja'afari. В договоре, подписанном Монзави и Аяном, четко прописано обязательство турецкой компании продавать иранскую нефть "от своего имени" в обмен на "плату за услуги".   

Форс-мажорное положение (обычно включаемое в контракты для учета не зависящих от стороны событий, таких как ураган, которые помешают ей выполнить свои обязательства) заключает: "При этом полностью понимается, что санкции не предусмотрены".  

Договоренность продержалась менее года.  

25 мая Казначейство США ввело санкции против нескольких лиц, вовлеченных в то, что оно назвало "международной сетью контрабанды нефти и отмывания денег", включая Монзави (Гасеми уже был в санкционном списке). В список попали и ряд компаний, участвовавших в схеме, в том числе китайская Haokun и ливанская ConceptoScreen, а также несколько действующих лиц и компаний, работающих через Россию.  

"Мы без колебаний будем преследовать тех, кто обеспечивает критически важную финансовую поддержку и доступ к международной финансовой системе для "Сил Кудса" или "Хезболлы", - сказал Брайан Э. Нельсон, заместитель министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки. "Соединенные Штаты будут продолжать строго соблюдать санкции в отношении незаконной торговли нефтью Ирана. Любой, кто покупает нефть из Ирана, сталкивается с перспективой американских санкций".  

Несмотря на несколько очередных раундов санкций, введенных с мая против других лиц, вовлеченных в подпольный нефтяной бизнес Ирана, в списке нет имени человека, который помог Ирану продать больше нефти, чем кто-либо другой - Сытки Аян.   

Реальность такова, что США нуждаются в поддержке Турции на многих фронтах, особенно в Черном море на фоне войны в Украине. Турция также блокирует заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО, требуя уступок от обеих стран, включая отмену финского эмбарго на поставки оружия Анкаре. Более того, когда Эрдогана провоцируют, он демонстрирует готовность нанести ответный удар, например, отправляя беженцев через границу в Грецию.  

…После того как в апреле греческие власти по просьбе США задержали один из российских танкеров, на которые "Сопротивление экономики" полагается в своей торговле нефтью, "Кудс Форс" в ответ послали спецназовцев захватить два греческих танкера в Персидском заливе в мае, а затем переправить их в Иран. 

Читайте также: Иран угрожает арестом всех танкеров Греции в Персидском заливе

В ноябре Греция согласилась освободить российский танкер, известный как "Лана" и плавающий под иранским флагом, вместе с иранской нефтью на борту, чтобы освободить свои собственные суда. В прошлую пятницу "Лана" вошла в сирийский порт Баниас и выгрузила свой груз — более 700 000 баррелей иранской нефти. 

"Это прибыльно и почти без риска", - сказал один из дипломатов.

Читайте также: Украина и Турция подписали меморандум о послевоенном восстановлении