UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трамп призвал Герцога помиловать Нетаньяху: реакция Израиля

Президент США вмешался во внутреннюю политику Израиля прямо с трибуны Кнессета.

Президенту Соединенных Штатов Дональду Трампу удалось спровоцировать споры в Израиле даже во время празднования возвращения заложников из Газы и окончания двухлетней войны, пишет Politico.

Во время своего выступления в Кнессете в Иерусалиме Трамп обратился к президенту Израиля Ицхаку Герцогу с неожиданной просьбой — помиловать премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который много лет находится под следствием по обвинению во взяточничестве и мошенничестве.

"Даруйте ему помилование, ну же", — сказал Трамп, улыбаясь и указывая на Нетаньяху, которого назвал "одним из самых выдающихся военных лидеров".

Его слова вызвали бурю аплодисментов среди депутатов партии "Ликуд" и других сторонников премьера, которые скандировали: "Биби! Биби!".

"Сигары и шампанское — да кого это вообще волнует? Ладно, достаточно споров на сегодня. Хотя, думаю, это даже не такая уж и спорная вещь", — продолжил Трамп в своем привычном стиле.

Выступление стало очередным свидетельством того, насколько Трамп готов откровенно вмешиваться во внутренние дела союзников, часто в провокационной и недипломатичной манере.

Однако его предложение вызвало шок среди израильского политического истеблишмента, поскольку подобный шаг со стороны Герцога был бы юридически и политически взрывным.

Судебное дело против Нетаньяху

Нетаньяху обвиняют во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием — в частности в получении роскошных подарков, среди которых сигары, ювелирные изделия и бутылки шампанского от миллиардеров.

Обвинение было выдвинуто в 2019 году, но расследование продолжается еще с 2015. Суд неоднократно откладывался — из-за юридических маневров защиты и обстоятельств безопасности во время войны в Газе.

Некоторые из политических оппонентов премьера заявляли, что Нетаньяху умышленно затягивал войну, чтобы избежать судебного вердикта.

Сам Нетаньяху настаивает, что он невиновен и называет дело "преследованием в рамках заговора левых", направленным на устранение правоконсервативного правительства. Это зеркально повторяет аргументы, которые сам Трамп выдвигал в отношении собственных уголовных дел.

Реакция политиков

Бывший премьер-министр Израиля Эгуд Ольмерт, который в свое время сам отбывал наказание за взяточничество, жестко раскритиковал идею:

"Никоим образом Биби не может быть помилован. Помилование возможно только после признания вины, а Нетаньяху этого никогда не сделает. Если Герцог попытается его помиловать без этого, разразится грандиозный скандал, и решение, вероятно, будет отменено Верховным судом".

Ольмерта когда-то похвалили даже политические оппоненты за то, что он подал в отставку во время следствия, сказав тогда:

"Я горжусь тем, что живу в стране, где премьер-министра могут судить, как и любого гражданина".

Один из ведущих центристских политиков, пожелавший остаться неназванным, отметил, что дело Нетаньяху — не только о сигарах и шампанском, а о будущем израильской демократии.

"Помилование Нетаньяху разрушило бы верховенство права и еще больше отравило бы политическую атмосферу. Президент не может юридически помиловать премьер-министра без признания вины. Это просто невозможно по закону".

Политолог и колумнист Далия Шайндлин назвала призыв Трампа "грубым нарушением любых демократических принципов":

"Не похоже, чтобы Трамп когда-либо интересовался демократией или ее процедурами. Помилование, продиктованное иностранным лидером, — это уже не правовой акт, а жест монарха".

Обвинение и доказательства

Прокуроры заявляют, что Нетаньяху обменивал выгодные регуляторные решения на положительное освещение в СМИ, а также получал ценные подарки от бизнесменов.

Более 140 свидетелей дали показания против него, среди них — бывшие соратники премьера.

В одном из эпизодов Нетаньяху и его жена Сара, по версии обвинения, приняли подарки на более 260 тысяч долларов — в виде сигар, шампанского и ювелирных изделий — в обмен на политические услуги.

Еще в двух делах говорится о попытках договориться с владельцами медиа о благоприятном освещении.