UA / RU
Поддержать ZN.ua

У Трампа есть шанс помочь Украине и не обидеть Россию - The National Interest

По мнению экс-дипломата, новый президент должен настаивать на независимости Украины, но на Крым может "закрыть глаза".

Трампу придется уговорить Россию пойти на уступки, чтобы перезагрузить отношения.

Трампу придется уговорить Россию пойти на уступки, чтобы перезагрузить отношения.

Президент США 3 дал четко понять, что хотел бы построить лучшие отношения с Россией. Это привлекательная идея, но абсолютно не новая. Сможет ли Трамп добиться успеха там, где его предшественники провалились? Сам он думает, что у него есть шанс.

Об этом на страницах The National Interest пишет бывший представитель США в ООН Залмай Халилзад.

Он замечает, что у России и США могут быть общие интересы в области безопасности, и российская помощь не помешала бы в решении некоторых глобальных вызовов, перед которыми мир предстал сегодня. Но конструктивные отношения с Москвой будут требовать большего, чем просто хороших личных отношений между Трампом и Путиным, не говоря об их совместных националистических взглядах.

Сотрудничество с Россией также включает риски. Попытка может провалиться, или Кремль может стать еще более агрессивным. Но с рисками можно справиться и увеличить шансы на успех, если Трамп подойдет к России с позиции силы и если Вашингтон начнет сотрудничество с трех сфер, в которых сотрудничество вполне возможно: борьба с исламским терроризмом, а также вопрос Европы и контроля вооружений.

Действовать с позиции силы означает сотрудничать с Москвой предсказуемо и последовательно. Чтобы заверить, что сближение с Россией не означает подрыв сплоченности союзников в Европе, президент Трамп должен в первую очередь встретиться с ними, в то время как они нервничают из-за его заявлений о НАТО, ЕС и Москве. Европейцы скептически относятся к возможности сближения с Москвой.

Автор отмечает, что навыки Трампа вести переговоры столкнутся с испытаниями с самого начала. Потому что для успеха своей политики ему придется убедить Путина пойти на определенные уступки. Без этого новому президенту не удастся добиться поддержки в Конгрессе, где господствуют враждебные настроения Кремля в обеих партиях, особенно после российских попыток вмешаться в выборы в США.

Конгресс пытается даже усилить санкции против России. Москва может избежать этого, если наконец выведет войска с Востока Украины, заставит своих марионеток соблюдать перемирие и перестанет устраивать провокации против стран Балтии.

Только после этого у Трампа были бы хорошие шансы добиться успеха в широком сотрудничестве с Россией в трех вопросах.

Во-первых, наибольший общий интерес России и США - это борьба против "Исламского государства". Совместная капмания по уничтожению террористической организации в Сирии была бы хорошим началом, продолжением которого могли бы стать более предметные договоренности относительно будущего истощенной войной страны. Вашингтон и Москва могли бы заключить соглашение, что режим Башара Асада сохранит власть на тех территориях, которые контролирует, а оппозиционеры - на подконтрольных им территориях. При этом они могли бы объедениться в единую Сирию связями вроде конфедерации. Такая модель могла бы сохранить мир в стране, пока не будет составлен более долгосрочный план послевоенных трансформаций в Сирии.

"Во-вторых, вполне допустимо, чтобы Вашингтон в координации с союзниками помог Киеву и Москве достичь договоренности, которая бы уважала как российские интересы, так и украинскую независимость. История предлагает несколько прецедентов, которым может последовать Украина", - пишет бывший американский дипломат.

Он допускает, что теоретически Украина может вступить в НАТО. А практически в краткосрочной перспективе она может выбрать полный нейтралитет, как Австрия во времена Холодной Войны.

"Как Швеция, Украина может выбрать путь сохранения нейтралитета и построения сильных связей с НАТО. Или Украина, как Финляндия, может остаться полностью нейтральной, а затем стать партнером НАТО в надлежащий момент", - говорится в статье.

Бывший представитель США в ООН отмечает, что Трамп должен настаивать на сохранении независимости, суверенитета Украины. Но к Крыму, тем временем, можно относиться "как к странам Балтии во времена Холодной войны".

"Не признавая Крым частью России, Вашингтон может нормально вести с ней дела", - говорится в статье.

В-третьих, Москва и новая администрация в Вашингтоне могут достичь новых договоренностей в сфере контроля вооружений. США и Россия в целом имеют одинаковые интересы в нераспространении ядерного оружия, когда речь идет об Иране, КНДР или даже Китае. Но новой администрации придется придумать способ, как убедить Кремль, что системы ПРО в Европе не нацелены против России.

Ранее в своей статье для ZN.UA Юлия Курнишова писала, что администрация Трампа станет для Киева сложным партнером. По ее словам, вопрос отношений с Украиной в администрации Дональда Трампа может унаследовать вице-президент Майк Пенс, который мыслит в духе республиканского мейнстрима и придерживается жесткой позиции в отношениях с РФ. Тем не менее, в украинско-американских отношениях возникнут сложности, связанные с внешнеполитическими взглядами Трампа.

Как пишет в своей статье для ZN.UA директор Национального института стратегических исследований, советник президента Украины Владимир Горбулин, новый президент США Дональд Трамп, по всей видимости, не располагает масштабной и долгосрочной стратегией развития американской внешней политики.