UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трамп еще узнает, что такое США без влияния – NYT

Новый президент может разрушить мировой порядок, который его предшественники строили десятилетиями.

В феврале 1945 года в сумерках Второй мировой войны президент 3 Франклин Рузвель, британский премьер-министр Уинстон Черчилль и советский диктатор Иосиф Сталин встретились в Ялте, чтобы обдумать дальнейшее направление войны и мира. Они утвердили послевоенный порядок "четырех полицейских", предложенный Рузвельтом. В такой роли выступили США, Великобритания, Китай и СССР.

Об этом сегодня пишет New York Times. Американский президент был убежден, что он сможет уговорить Сталина придерживаться взятых на себя в Ялте обязательств в вопросе коллективной безопасности и неделимости Европы. Но у советского диктатора была совсем другая точка зрения. Он решил, что мир поделен на сферы влияния, и желание сильного будет доминировать над интересами более слабых. В результате, Восточная Европа на 45 лет оказалась в темноте советской сферы влияния.

На плечи президента Гарри Трумэна упало бремя сдерживания советского экспансионизма. Он построил первый американский мирный альянс, который начался в Западной Европе, а потом включил страны Азии. США взяли на себя главную роль в формировании норм, правил и институтов, которые стали основой либерального мирового порядка. В частности, были созданы ООН, международные финансовые институты и "План Маршала".

Либеральный мировой порядок во главе с США способствовал открытому миру, объединенному свободным движением людей, товаров, идей и капиталов, мира, основанном на принципах самоопределения и суверенитета стран, а также на основных правах их граждан. Эти идеалы не достигли большого успеха в некоторых регионах, в частности в Латинской Америке и Юго-восточной Азии. Однако, несмотря на напряженный период Холодной войны, они позволили на протяжении десятилетий сохранять мир между великими державами и строить процветание.

Пост-военный мир, который построила Америка, теперь предстал перед серьезными вызовами. Президент России Владимир Путин – не Иосиф Сталин, а Россия – не СССР. Но нынешний президент России ищет способ, как восстановить российскую сферу влияния и подорвать либеральный международный порядок, который доминировал после Холодной войны. Китай остается сфокусированным на стабильности дома, но "новая модель отношений великих держав", которую он предлагает, предполагает, что США будут оставаться в пределах своей части Тихоокеанского региона и позволит Китаю играть первостепенную роль на своей части.

Союзники Америки в Европе и Азии пристально следят за тем, поддержит ли Дональд Трамп восстановление сфер влияния, или отвергнет их. Они переживают за то, что во время предвыборной кампании Трамп восхищался "сильным" лидерством автократов и выступал за новый подход к отношениям с Владимиром Путиным.

Его не беспокоит российское вмешательство в американские выборы или военная агрессия России против Украины, при этом он называет НАТО "устаревшим". Он говорил о том, что США следует отказаться от роли "защитника мира" и размышлял о Японии и Южной Корее как о самостоятельных игроках, которые должны взять на себя проблему собственной обороны и ядерного сдерживания. Он также пообещал расторгнуть сделку о Трансатлантическом партнерстве, передавая Китаю экономическое лидерство и стратегическое влияние в Азии. Для многих европейцев и азиатов это фактически провозглашение начала нового мирового порядка, в котором Россия и Китай доминируют над ними, как в политической, так и в экономической сфере.

Вашингтону не стоит смотреть на отношения с Москвой и Пекином как игру нулевого результата. Однако, Россия и Китай бросают вызов принципам либерального порядка. И США должны выступить против этого.

"В Украине Путин решил перекроить границы соседней страны, отрицая право украинцев решать, с какими странами и союзами сотрудничать. И именно поэтому американская поддержка Украины важна", - говорится в статье.

Мир, разделенный на сферы влияния, не будет мирным или стабильным, а США не будут иметь иммунитета к его насильственным потрясениям. Гегемоны редко радуются тому, что у них есть. Потребность в расширении собственных зон, а также восстания и репрессии в их пределах приведут к конфликтам, в которые будет втянут Вашингтон. Экономически США будут заперты в своей сфере влияния.

Издание пишет, что сейчас Вашингтон встал перед выбором, что ему делать: продолжать защищать открытый, основанный на правилах и объединенный мир, стать принять участие в его расчленении.

Тем временем сенаторы США призвали Трампа предоставить летальную оружие Украине. Переходная команда Трампа пока еще никак не отреагировала на обращение. Однако во время предвыборной кампании сам миллиардер неоднократно хвалил Россию и президента Владимира Путина, призывая к более тесному сотрудничеству с Москвой.

А издание The Economist писало, что Трамп присоединился к новой волне опасного национализма. Популизм Трампа подрывает гражданский национализм. Никто не сомневался в патриотизме всех его предшественников, которые руководили США после Второй мировой войны. Но каждый из них поддерживал американские универсальные ценности и продвигал их заграницей. Даже если ощущение особенности мешало президентам поставить подпись на таких решениях, как создание Международного уголовного суда или конвенции ООН о морском законе, Америка поддерживала мировой порядок на основе правил. Поддерживая международные институты, которые положили конец существованию беспощадного мира, США обеспечили себе и миру больше безопасности и процветания.