Какая самая большая угроза со стороны Китая: 1) его профицит торговли с США; 2) попытки похитить американские технологии; 3) агрессия в Южно-Китайском море? Большинство экспертов назвали бы второй и третий варианты ответа. А президент Дональд Трамп думает, что первый. И в этом большая проблема. Американский президент постоянно жалуется на китайский торговый профицит в размере 375 миллиардов долларов. "Мы не можем позволить, чтобы это продолжалось", - кричит он.
"Но чему мы действительно не можем позволить продолжаться, так это ужасному незнанию нашего президента элементарной экономики. Если у Школы Вортон есть хоть капля самоуважения, она отменит его диплом", - пишет лояльное к Демократической партии издание Washington Post.
Трамп действует так, будто Китай ворует у американцев, потому что Америка покупает у него больше товаров, чем наоборот. Но по такой логике можно обвинить в краже, например, супермаркет, который продает людям продукты на 100 долларов, но ничего не покупает у них взамен. На самом деле обе стороны получают что-то ценное: покупатель - продукты, а супермаркет - деньги, хотя покупатель может справедливо зафиксировать торговый дефицит.
В случае с Китаем американцы получают кучу товаров: от LED-дисплеев в одноразовых пластиковых перчаток. В то же время, Китай тоже покупает много американских вещей. В 2017-м он был третьим крупнейшим направлением для американского экспорта, импортировав товаров из США на 130 миллиардов долларов. Это взаимовыгодные отношения, которые президент Трамп может поставить под угрозу своими обещаниями развязать торговую войну. Более того, его собственная экономическая политика лишь обостряет торговый дифицит.
Сокращение налогов и увеличение бюджетных расходов, которые приняла администрация Трампа, стимулирует спрос. Но экономика США с почти полной занятостью не может произвести такое количество товаров, которое потребители хотели бы купить. И поэтому стране приходится импортировать больше, а торговый дефицит растет. Если Трамп действительно хочет сократить его, он должен уменьшить дефицит бюджета.
На самом деле есть более серьезные проблемы в торговле с Китаем. Пекин крадет американскую интеллектуальную собственность, производит подделки и ведет бизнес с жестокими режимами. Все это нарушение международных правил торговли, которые США вместе с союзниками могут защищать в рамках Мировой Организации Торговли, наказывая нарушителей санкциями, если это необходимо. Но это трудно сделать, когда сами США нарушают правила ВТО, облагая произвольными пошлинами своих же главных торговых партнеров. Сумятицу усугубляет и то, что Трамп на самом деле недавно отменил санкции против китайской компании ZTE, несмотря на то, что есть задокументированные случаи нарушения с ее стороны торговых правил включительно с экспортом американских товаров в Иран и КНДР.
Несмотря на то, что Трамп говорит о своих торговых спорах с Китаем, он совсем не обращает внимание на его незаконную аннексию в Южно-Китайском море - дерзкую территориальную агрессию, которую можно сравнить с российским вторжением в Украину (на которую, кстати, Трамп тоже не обращает внимание). Пекин построил ряд военных баз на искусственных островах, которые позволят ему доминировать в этих стратегически важных водах, через которые проходит треть мировых морских путей.
Трамп заслуживает похвалы за увеличение оборонного бюджета, что позволит военно-морским силам увеличить флот до 326 кораблей к 2023 году. Это значительное улучшение в возможностях США противостоять растущей военной мощи Китая. Но американскому флоту все равно необходимы 355 кораблей для проведения своих миссий. И даже с таким количеством судов США будет трудно самостоятельно добиться, чтобы Южно-Китайское море оставалось открытым. У Америки есть много союзников в Азии. Но Трамп как раз занят отталкиванием их от своей страны. Он вывел США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и отказался сделать исключение для Японии в недавнем введении тарифов на сталь и алюминий.
Политика Трампа под лозунгом "Америка превыше всего" эффективно помогает Китаю стать силой "номер один" в Восточной Азии. А все эти бестолковые разговоры о дефиците торговли лишь отвлекают от реальной угрозы.
Бывший генеральный консул Офиса торгового представителя США Дженифер Хілман писала на страницах New York Times, что тарифы Трампа на сталь и алюминий вредят национальной безопасности США. Хотя именно аргументом о "безопасности" он и оправдывает их введение. Нынешняя администрация размывает или даже стирает линию между экономическими и оборонными интересами Америки. И это очень опасно не только для США, но и для мира.
Тем временем, американские пошлины на алюминий и сталь с ЕС, Канады и Мексики начали действовать 1 июня в полночь. В ответ на новые американские тарифы на металлы, в ЕС подготовили и подали список в ВТО с перечнем ряда товаров, на которые могут быть введены пошлины, уже 20 июня. В список, в частности, попали апельсиновый сок, виски, табак и мотоциклы из США.