UA / RU
Поддержать ZN.ua

Торговое соглашение с ЕС является «жизненно важным» для Великобритании — FT

Борис Джонсон должен найти путь к приемлемому компромиссу.

Шансы на достижение торгового соглашения между Британией и ЕС уменьшаются. После того, как Великобритания проголосовала за выход из ЕС, британское правительство столкнулось с «моментом истины». Конец переходного периода Brexit уже через шесть недель, и довольно скоро будет решено будущее противоречивого торгового соглашения между Британией и ЕС. В лучшем случае торговые договоренности между Соединенным Королевством и Европейским Союзом вернутся туда, где они были в 1992 году, еще до «рождения» единого европейского рынка. Однако в худшем случае, без соглашения о свободной торговле с ЕС, важнейшие сектора британской экономики столкнутся с пагубным воздействием тарифов на экспорт, пишет Financial Times.

Имея путь к малейшему компромиссу, который уже видно на горизонте, ни одно ответственное правительство не отберет у страны шанс на заключение важной торговой сделки, особенно в то время, когда экономику разрушает еще и пандемия коронавируса.

Главный вопрос сводится к компромиссу между автономией и доступу к рынку ЕС. Правительство британского премьера Бориса Джонсона заявляет о том, что «минималистичное торговое соглашение» с нулевыми тарифами или квотами на товары должно позволить Британии сохранить максимальный суверенитет.

ЕС, в свою очередь, утверждает, что торговое соглашение с Великобританией, учитывая ее «географическую близость» к Европейскому Союзу, требует большего количества гарантий для добросовестной торговой конкуренции.

Отставка одного из советников Джонсона Доминика Каммингса одновременно облегчает и усложняет ситуацию по достижению торгового соглашения. Если Каммингс решительно призывал к отказу подчиняться ограничениям ЕС по субсидиям для бизнеса - одие из главных нерешенных вопросов, то сам Джонсон был более осторожен в своих заявлениях. После отставки Каммингса Джонсон может изменить свою позицию по торговому соглашению.

Однако существуют веские политические причины для компромисса. Во-первых, отсутствие торговой сделки может вызвать серьезное недовольство среди британцев. Если в прошлом году Джонсон мог бы представить это как «приемлемую цену» за освобождение от противоречивых переговоров, чтобы "добиться Brexit", то сейчас, когда Великобритания уже фактически вышла из ЕС, а экономика страны страдает от пандемии, рискуя потерять тысячи рабочих мест, отказ подписать важную торговую сделку может изрядно ухудшить ситуацию.

Во-вторых, много рабочих мест в производственной отрасли являются наиболее уязвимыми к тарифам, а дополнительная задержка сделки увеличивает неопределенность для британского бизнеса.

На данный момент утверждено основную часть сделки. Путь к окончательному варианту договора, безусловно, зависит от дальнейших решений Лондона по так называемым положениям о равных условиях государственной помощи, экологических и трудовых нормах, а также от решений Брюсселя по вопросу рыболовной промышленности.

Теперь, после отставки Каммингса Британия может принять преимущества существования собственного независимого режима государственной помощи, подобного режиму ЕС, с независимым регулятором, который контролируется судом.

Взаимоприемлемый механизм решения торговых споров может гарантировать, что ни одна из сторон не пострадает от потенциальных противоправных действий другой стороны. Однако, обеспечение даже минимальных уступок как со стороны Великобритании, так и со стороны ЕС является настоящей проблемой, поскольку стороны остаются «философски удаленными друг от друга».

Тем не менее, выгода от заключения соглашения является значительной как для Европейского Союза, так и для Британии. А для Джонсона успешная торговая сделка с ЕС может стать возможностью вернуть общественное доверие, резюмирует издание.