Будапешт решил, что перед ним открылось «окно возможностей». И теперь намерен додавить Киев и Брюссель: в Будапеште стремятся сохранить изолированное положение венгров Закарпатья в рамках украинского государства и получить из фондов ЕС деньги, замороженные из-за проблем с верховенством права в Венгрии.
После того как Еврокомиссия рекомендовала Европейскому совету начать переговоры о вступлении Украины в Евросоюз, Будапешт стал угрожать заблокировать их, если Киев не изменит закон об образовании. «Позиция Венгрии абсолютно четкая: пока существует этот закон, не может быть никаких дискуссий с украинцами об их интеграции в ЕС», — заявил глава политического отдела канцелярии премьер-министра Балаж Орбан. Демонстрируя серьезность намерений, в правительстве Венгрии анонсировали консультации с населением по поддержке членства Украины в «евроклубе».
Будапешт также не дает добро на предоставление Евросоюзом Киеву 500 млн евро военной помощи и 50 млрд евро — помощи макрофинансовой. Но требуя «гарантий, что OTP или любую венгерскую компанию не будут вносить в перечень международных спонсоров войны», в правительстве Виктора Орбана ненавязчиво намекают, что ЕС «задолжал Венгрии 3–4–5 млрд евро». В то же время Орбан пафосно уверяет: «Несогласие Венгрии на начало переговоров о членстве Украины в ЕС — это не предмет торга. Нельзя связывать это с какими-либо денежными вопросами».
Но ни в Киеве, ни в Брюсселе не обманываются: идет именно торг.
Как отметил в комментарии ZN.UA заместитель исполнительного директора Совета внешней политики «Украинская призма» Сергей Герасимчук, «Орбан видит значение Украины для ЕС. Поэтому он использует украинский вопрос в отношениях с Евросоюзом, торгуясь за получение денег из фондов ЕС. Под шум скандалов с Украиной Орбан также стремится выторговать у Брюсселя что-то на реализацию своих политических приоритетов, озвученных во время предвыборной кампании. В частности, отмену для Венгрии квоты на прием мигрантов или получение дополнительного финансирования для их обустройства».
В то же время Будапешт всячески тормозит принятие очередных санкций против России. Особенно яростно правительство Орбана выступает, когда речь идет об ограничительных мерах против атомной энергетики РФ. И выставляя на евросоюзовском треке Украины шлагбаумы требований о расширении прав венгерского меньшинства, в Будапеште одновременно еще говорят и о необходимости «прекращения огня», мирных переговоров Киева и Москвы. Сам же Орбан не только не брезгует лично встречаться с Путиным и жать ему руку, но и готовится в конце года съездить в Россию для переговоров с «Владимиром Васильевичем».
Неудивительно, что Орбан своими действиями подпитывает подозрения о существовании компромата на него в Кремле, а сама Венгрия пользуется в Евросоюзе репутацией троянского коня, разрушающего европейское единство в интересах Путина. Как в этой ситуации нашей стране снять угрозу, исходящую от правительства Орбана? Пойдет Киев на уступки Будапешту, стремясь разблокировать начало переговоров с Брюсселем? Или будет придерживаться принципа «ни пяди назад», перекладывая на Европейский Союз ответственность за решение венгерской проблемы?
В Брюсселе и других столицах и в самом деле испытывают раздражение от постоянного шантажа Орбана в украинском вопросе. Там настолько устали от того, что Будапешт держит всех в заложниках, что уже решили применить «план Б» на случай, если Венгрия наложит вето на пакет помощи Украине: как сообщают агентства Bloomberg и Reuters, Брюссель попросит правительства всех стран ЕС разработать собственный пакет помощи Киеву. В совокупности двусторонние пакты составят нужную сумму.
Вполне возможно, что устав от шантажа Орбана, страны Евросоюза применят к Венгрии и статью 7 Лиссабонского договора, предусматривающую приостановку права голоса страны — члена ЕС, где нарушается верховенство права. Этот вопрос уже давно лежит на евросоюзовском столе и в Будапеште опасаются реализации такого сценария.
Но хотя Венгрия, создающая проблемы своим евроатлантическим союзникам, и становится все более изолированной в ЕС и НАТО, Орбан пока чувствует, что в Евросоюзе готовы с ним торговаться. Он не стремится менять свою внутреннюю политику, ждет победы Дональда Трампа на президентских выборах в США, а праворадикалов — в Европарламенте. И раз за разом применяет свою тактику шантажа на внешнеполитическом фронте.
Но как быть с угрозами венгерского руководства заблокировать начало переговоров о вступлении Украины в Евросоюз? Насколько оправдан оптимизм замглавы ОП Игоря Жовквы, заявившего, что Будапешт не помешает евроинтеграции Украины?
Хотя Венгрия осуждает российское вторжение в нашу страну, присоединяется к антироссийским санкциям и оказывает Украине гуманитарную помощь, тем не менее она не поставляет нам оружие и отказывается тренировать украинских военных на своей территории. А в последние дни Виктор Орбан и его соратники не раз повторяли: Украина не готова к переговорам о вступлении в ЕС.
В условиях российско-украинской войны и явной заинтересованности в скорейшем начале практического обсуждения вопросов вхождения в ЕС, Киев имеет ограниченные средства влияния на Будапешт. Учитывая специфику украино-венгерских отношений, не способствует решению проблем и отсутствие посла Украины в Венгрии (а судя по интервью получившего агреман Федора Шандора, офису президента следует срочно искать новую кандидатуру на должность посла), и отсутствие в украинской власти ответственного за переговоры с Будапештом.
Ранее в интервью ZN.UA вице-премьер-министр по вопросам евроинтеграции Ольга Стефанишина заявила, что «диалог между Киевом и Будапештом используется последним исключительно для торговли с Брюсселем. Поэтому здесь первоочередная ответственность — у европейских институций, Европейской комиссии, которая не должна подыгрывать отдельным государствам-членам».
Однако и Киев должен будет сделать свою часть работы и пойти на какие-то компромиссы. Конечно же, в рамках здравого смысла, международного законодательства и защиты национальных интересов. В частности, учесть рекомендации Венецианской комиссии, связанные с законами о государственном языке, нацменьшинствах, СМИ и образовании. Тем более что Еврокомиссия порекомендовала начать переговоры о вступлении Украины в ЕС лишь после выполнения Киевом ряда условий. Среди них и выполнение рекомендаций «венецианки».
Как следует из бесед ZN.UA с представителями украинской власти, в Киеве исходят из того, что нынешнее положение дел в языковом вопросе отличается в лучшую сторону от ситуации 2016–2017 годов и поэтому, учитывая движение Украины в ЕС, политику в вопросе образования можно проводить более гибко. Судя по последним комментариям вице-премьера Ольги Стефанишиной и секретаря СНБО Алексея Данилова, украинское правительство готово пойти на компромиссы с Венгрией в этих вопросах.
О чем свидетельствует хотя бы тот факт, что впервые за несколько лет состоялись переговоры украино-венгерской межправительственной рабочей группы по вопросам образования. В сентябре украинская делегация передала своим венгерским контрпартнерам дорожную карту по решению вопросов нацменьшинств, в частности, предусматривающую и обеспечение украинских венгров учебниками, и планы по изменению законодательства.
Первый замминистра образования и науки, сопредседатель межправительственной украино-венгерской рабочей группы по вопросам образования Евгений Кудрявец был оптимистичен в оценках прошедшего заседания, заявив, что «во время переговоров мы пришли к общему знаменателю»: «От венгерских коллег мы получили первую ноту о поддержке общего плана и сейчас ожидаем их подтверждения по техническим составляющим. Венгрия сегодня говорит, что именно эти договоренности должны быть выполнены для поддержки нашей евроинтеграции и их выполнение сейчас достаточно активно продвигается».
Проблема в том, что Будапешт устраивает не компромисс, а возвращение к ситуации 2016–2017 годов: в своей внешней политике правительство Орбана сделало ставку на отстаивание прав венгров, проживающих за пределами Венгрии.
Экс-вице-премьер по вопросам евроинтеграции, глава парламентского комитета по вопросам интеграции Украины в ЕС Иванна Климпуш-Цинцадзе в разговоре с ZN.UA с сожалением отметила: «Опыт говорит: многое, что согласовывается на рабочем уровне, затем разрушается политическими заявлениями членов правительства Орбана. Так уже не раз было за последние годы, когда договоренности, достигнутые украинским и венгерским министрами, обнулялись Будапештом. Поэтому я очень осторожно относилась бы к тому, о чем договорились в рамках рабочей группы, поскольку это никоим образом не удовлетворит реальные претензии Венгрии к нам».
Насколько справедлив этот прогноз, можно судить по комментарию главы МИД Венгрии Петера Сийярто. На днях венгерский министр заявил: Будапешт видит, что Украина «циничным образом» никак не собирается решать важный вопрос прав закарпатских венгров. С одной стороны, подобные заявления показывают всю сложность поиска Украиной выхода из сложившейся ситуации. Но с другой, на фоне заявлений Киева о готовности найти компромисс, Будапешт демонстрирует свою недоговороспособность. И это усиливает позиции нашей страны в ЕС и ослабляет — Венгрии.