UA / RU
Поддержать ZN.ua

Торговая сделка между США и Китаем не решит проблемы в их отношениях — FT

Есть вероятность, что торговое соглашение между двумя державами станет началом, а не концом ссоры.

Будет ли заключена торговая сделка между США и Китаем? В настоящее время мы не можем быть уверены - существует множество препятствий для ее достижения. Но возникают еще и другие вопросы. Стабилизирует ли сделка, если она будет подписана, условия для торговли между двумя сверхдержавами? Обеспечит ли стабилизация этих условий нормальные отношения, основанные на сотрудничестве, между Китаем и США? Ответ на оба вопроса - нет, считает редколлегия газеты Financial Times. По мнению издания, соглашение даже не ознаменует конец трений между США и Китаем, а станет лишь маленьким шагом к переосмыслению их двусторонних отношений.

В предусмотренной сделке есть несколько важных элементов. Во-первых, увеличение закупок Китаем товаров американского производства, которое призвано удовлетворить навязчивое желание Дональда Трампа устранить дефицит США в двусторонней торговле. Второе - либерализация доступа на китайский рынок американских товаров и услуг. Третье - реформа промышленной политики Китая, особенно касательно "принудительной передачи" интеллектуальной собственности.

Относительно последнего пункта, предполагается, что США будут и судьями, и присяжными, и исполнителями приговора. Так, Роберт Лайтхайзер, главный переговорщик США по торговле, настаивает на одностороннем праве США налагать пошлины в случае предполагаемых нарушений со стороны Китая. Было бы замечательно, если бы Китай согласился на такие унизительные условия.

Представим, что это случилось. Что дальше? Наиболее очевидным вариантом является то, что США смогут по своему желанию без каких-либо ответных мер восстановить, повысить или добавить новые пошлины. Следовательно, торговая политика США в отношении Китая будет крайне непредсказуемой. Вот почему правила ВТО требуют привязки и применения тарифов на недискриминационной основе - чтобы предотвратить подобное поведение.

И все же вероятность того, что торговая сделка между двумя державами станет началом, а не концом ссоры, - это лишь малая часть возможных последствий. Более важный момент - сдвиг в отношениях с обеих сторон. Торговая война - всего лишь симптом этой болезни.

Председатель КНР Си Цзиньпин не только консолидировал свою власть. Он подтвердил главенствующую роль Коммунистической партии в Китае, а Китая - во всем мире, как в экономическом, так и в технологическом, военном и политическом отношении. США все чаще рассматривают этот новый Китай как конкурента за мировое первенство. Подозрительность в отношении Китая проявляется в большей части политического спектра США. Даже ЕС теперь рассматривает Китай как "стратегического конкурента", по крайней мере, в области экономики и технологий, хотя он также считает, что сотрудничество необходимо в других сферах, особенно в отношении изменения климата.

Было бы ошибочно думать, что торговое соглашение разрешит напряженность между Китаем и западными державами. Напротив, совершенно независимо от самой торговли, трения будут продолжаться из-за внешних инвестиций Китая, стратегических последствий глубокой экономической взаимозависимости и гонки за технологическое превосходство. Трения также будут расти из-за китайской инициативы "пояс и путь", его роли в международных организациях и предполагаемых усилий по разделению ЕС.

Все эти противоречия неизбежно сопутствуют продолжающемуся изменению мирового порядка. Вопрос заключается в том, можно ли сдерживать эти перемены. Торговый спор - только начало нового этапа в истории.

Президент США Дональд Трамп в начале апреля уведомил о том, что на переговорах удалось достигнуть прогресса. По его словам, США и Китай близки к тому, чтобы заключить сделку.

Торговая война началась весной 2018 года, когда Вашингтон принял решение повысить пошлины на алюминий и сталь из ряда стран, в том числе из Китая. На саммите "Большой двадцатки" в Буэнос-Айресе Трамп и Си согласились на перемирие в торговой войне, договорившись отложить до марта 2019 введения новых торговых пошлин.

28 февраля в Белом доме заявили об "огромном" прогрессе в переговорах с Китаем, отметив, что две страны стоят на пороге исторического соглашения.