UA / RU
Поддержать ZN.ua

Только согласованная политика Запада будет правильной реакцией на рост Китая — FT

Чтобы противостоять агрессивному росту Пекина, США и другим демократическим союзникам нужна последовательная политика.

Америка теперь получила нового президента, ведь вчера состоялась инаугурация Джо Байдена, что обещает новое будущее для США. Однако, Западу нужна новая политика в отношении Китая уже сейчас. Отношения между Вашингтоном и Пекином будут формировать геополитический ландшафт на протяжении десятилетий. Администрация Джо Байдена должна использовать возможность устанавливать параметры будущего между Западом и Китаем, пишет Financial Times.

Вопрос, который чаще всего возникает в отношении Китая, заключается в том, рассматривает ли Запад Пекин как экономического партнера или как мощного соперника. Противостояние между меркантилизмом и стратегической конкуренцией не дало разумного баланса. Победителем стал Пекин, который сегодня настойчиво пытается достичь первенства.

Инаугурация Байдена - это момент для США и других демократических стран, который позволит им объединиться вокруг нового подхода. Нынешний курс Пекина - репрессии в Гонконге, нарушение прав уйгуров в Синьцзяне, агрессивная политика в отношении Тайваня, столкновения на границе с Индией и экономические санкции против Австралии, открывает почву для агрессивной политики Запада в отношении Пекина. Однако жесткая позиция сама по себе не является хорошей стратегией.

Более полезной отправной точкой может стать последовательность и согласованность. Нужен набор политики - экономической, дипломатической и военной, которая движется в одном направлении. Бывший президент США Дональд Трамп хвастался, что он проводил оправданную жесткую политику в отношении Китая. На самом деле, воинственные настроения столкнулись с усилиями экс-президента США удовлетворить свою политическую базу. Как отметил его советник по национальной безопасности Джон Болтон, внешняя политика Трампа касалась его предвыборной кампании.

Новая администрация президента США должна стремиться к согласованной политике в отношении Китая. Усилия Китая по контролю над Южно-Китайским морем нельзя отделить от соревнования за лидерство в цифровых коммуникациях 5G и развития искусственного интеллекта. Контроль над технологиями или китайскими компаниями, работающими на Западе, не может быть заложником торговых отношений. Кроме этого, неизбежная конкуренция должна дать пространство для сотрудничества по вопросам глобальной политики, таких как изменение климата и пандемия коронавируса.

Выбор Байденом опытного внешнеполитического чиновника Курта Кэмпбелла на роль советника по вопросам отношений с Азией предусматривает, что президент намерен переосмыслить отношения Америки и Китая. Но Кэмпбелл - грозная фигура с многолетним опытом работы в Азии, и он готов убедиться в том, что различные агентства Вашингтона движутся в одном направлении.

Он не найдет магической формулы - всегда будет напряжение между стратегическим соперничеством и экономической взаимозависимостью. Экономическое отделение от Китая кажется хорошей стратегией только на первый взгляд, но такая политика разрушит развитие экономики США.

Нестабильная односторонность Трампа дала Европе и азиатским союзникам Америки свободное пространство. ЕС с одной стороны считает Китай стратегическим конкурентом, но воздерживается от всего, что может нанести вред европейскому экспорту. Выйдя из торгового пакта Тихоокеанского партнерства, Дональд Трамп фактически передал региональное экономическое руководство китайскому лидеру Си Цзиньпину.

На первый взгляд, новая администрация президента США будет бороться за то, чтобы европейцы применили более устойчивый подход. Но ЕС вряд ли прислал обнадеживающее сообщение, когда объявил об одностороннем инвестиционном соглашении с Китаем до инаугурации Байдена. С другой стороны, политика ЕС совсем скоро изменится, ведь немецкий канцлер Ангела Меркель покидает должность.

В своей статье в этом месяце Кэмпбелл изложил стратегическую цель Америки восстановить устойчивый баланс сил в Восточной Азии. Китай отказался от роли ответственной стороны в системе, основанной на правилах, поэтому Вашингтону понадобятся "сильные коалиции как союзников, так и партнеров", чтобы контролировать силу Пекина.

Интересы Токио и Сеула должны говорить сами за себя. И европейцы уже не могут позволить себе роскошь рассматривать амбиции Китая как американскую проблему. Большое соперничество между США и Китаем стало неразрывно связанным в борьбе за технологическое господство. Европа должна сделать выбор. Стратегия Пекина в отношении Запада заключается в попытке разделить союзников. Ответом Запада должна быть согласованная политика, резюмирует издание.

Читайте также: Китай ввел санкции против членов администрации Трампа и Помпео

Что делать с ростом Китая - является самым большим геополитическим вызовом, с которым столкнутся все западные демократии в 2021 году, при этом, ни одна из демократических стран до сих пор не имеет последовательного ответа на этот вопрос. К тому же, Китай стал препятствием на пути к восстановлению отношений Европы и США. Влияние Китая стремительно растет во всем мире. По прогнозам, к 2028 году Пекин догонит США как крупнейшую экономику.