UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Guardian: Война в Украине – большее потрясения для мира, чем теракты 11 сентября

Нигилистический российский диктатор хуже и более опасный, чем «Аль-Каида».

Равно как слепая белка иногда находит орешек, министр иностранных дел Лиз Трасс попала пальцем в несчто  правдивое. В четверг во время своей речи она заявила: «Вторжение в Украину – это смещение парадигмы масштабов 9/11», имея в виду теракты в США 11 сентября 2001 года.

При этом конечно, были вещи, о которых Трасс не сказала ни слова. Во-первых, то, что не будут называть 2/24, скорее всего, окажется гораздо более весомым, чем 9/11. Об этом пишет Джонатан Фридланд в статье для The Guardian. Во-вторых, главная ценность такого сравнения с агонией сентября 2001 – это не повторять старые ошибки.

Автор предлагает рассмотреть точность параллели между российским вторжением в Украину и терактами 11 сентября. Атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне были расценены как призыв к демократическому миру, который должен был защитить фундаментальные принципы свободы. Этот призыв сейчас еще громче и не в последнюю очередь потому, что угроза со стороны Владимира Путина гораздо острее, чем от угонщиков самолетов 11 сентября. И атака на принципы более ясна. Вторгнувшись в Украину, он нарушил базовую концепцию суверенитета и самоопределения, на основе которой народы вообще существуют. Он настаивает на том, что великие государства могут пожирать меньшие и превращать их граждан в вассалов. Таким образом, он нарушил порядок нашего мира и единственный способ его функционирования.

Исполнители терактов 11 сентября рассматривались как проявление более глубокой угрозы для наших ценностей и образа жизни. Их изображали как нигилистический культ, любящий смерть не меньше, чем их жертвы любят жизнь. Какими бы ни были цели такого описания в те времена, нигилизм – это отличный способ описать путинскую зловещесть сейчас.

«Посмотрите на то, как он упивается разрушением и презрением к человеческой жизни, что выражается в постоянных бомбежках мирных украинцев, даже тех, кто пытается бежать в безопасное место. На умышленное уничтожение жилых домов, детских садов и больниц, включая роддом в Мариуполе. Прочтите ложь об этих атаках, поданных с насмешкой. Оцените государственную дезинформацию, которая вызывающе называет день ночью, а ночь – днем, которая говорит, что соседям России не нужно бояться вторжения, потому что Россия «не вторглась в Украину». Посмотрите на организованные митинги молодых ультранационалистов, которые, надев символы Z, снова и снова салютуют правой рукой, даже если вы попытаетесь отогнать очевидное историческое эхо. Взгляните всему этому в лицо. И вы не сможете не сделать вывод о том, что это точно культ нигилизма», - говорится в статье.

И, конечно, эта версия культа гораздо важнее той, которая проявилась 11 сентября. Потому что она происходит от государственной власти. Путинизм управляет ядерным арсеналом и большой, хоть и скрипучей, армией. Пока США и союзники вели «войну против террора», Путин шаг за шагом продвигался к настоящему моменту, постепенно удушая российскую новорожденную демократию на дому и распространяя свои методы за рубежом. Захват части территории Грузии в 2008 году и оккупация Крыма в 2014-м, бессмысленное уничтожение Сирии, выполненное с помощью тех самых жестоких методов, которые он применил в Чечне – все это было на виду.

Путинское вторжение в Украину не было неожиданностью. Как отметил журналист BBC Квентин Соммервиль во время тревожного репортажа из Харькова: «Если вы не узнаете эти тактики, тогда вы просто были невнимательны». Но в этом и проблема: западные правительства смотрели в другую сторону.  И это подводит нас к месту, на которое министр Лиз Трасс побоялась ступить.

Если это действительно смещение парадигмы уровня 11 сентября, тогда первый урок, который стоило бы усвоить, гласит: давайте не испортим все так, как в прошлый раз. Одной из ошибок избежать будет просто. Президент Джордж Буш-младший и премьер-министр Тони Блэр допустили ошибку, развернув риторику и методы войны в рамках того, что должно было стать полицейской операцией. Опасные террористы, которые должны были стать мишенью для долговременной, интенсивной и сложной полицейской и разведывательной работы, были подняты до военного врага. И это наделило их тем статусом, которого они добивались. В этот раз повторить ошибку из этой категории не удастся: речь идет о реальной войне, в которой участвует реальная страна.

Но, по мнению автора, риск неправильного определения врага остается. Два десятилетия назад ястребы поспешили провозгласить «битву цивилизаций», будто бы Запад был обречен вести битву не против конкретной узко определенной группы террористов, а против всего ислама. Это была роковая и судьбоносная ошибка.

США и Великобритания бросились завоевывать Афганистан, хотя нужно было направить конкретные силы на искоренение Аль-Каиды. А потом было катастрофическое вторжение в Ирак в поисках оружия, которого на самом деле не существовало. Была также целая плеяда внутриполитических шагов, следствием которой явилась не изоляция и задержание джихадистов, а демонизация всех мусульман.

Запад не должно допустить повторения этих ошибок. Надо быть точным. Битва сейчас идет против Путина и путинизма, а не против России и россиян. Разрыв связей с институтами, связанными с Кремлем, имеет смысл. А запрет Достоевского в курсе литературы – это глупость. Большинство россиян, по мнению автора, и сами жертвы путинизма. Они – те, кого грабил Путин со своими приспешниками. Их заставили потреблять ложь. В войне с путинизмом, по мнению автора, россияне будут важными союзниками.

Вашингтонский аналитик Шади Хамид убежден, что Украина может стать звонком пробуждения для поколения, к которому принадлежит он, и которое сформировалось на фоне последствий 11 сентября. Эти годы оставили его «безразличным» к грубой силе США. Потому что он видел, как ее применяли неправильно, особенно в Ираке. Из-за наследия 11 сентября прогрессивные американцы предпочитали «милой, пушистой мягкой силе». После Украины, по мнению Хамида, все поменяется.

Читайте также: Почти все, что говорят о последнем вторжении Путина, уже сказали восемь лет назад - Private Eye

Новое поколение видит: чтобы выступить против убийцы диктатора, который преследует все, во что они верят – от прав меньшинств до свободы выражения – иногда нужна только грубая сила. Другими словами, текущее смещение парадигмы нивелирует предыдущее.

Конечно, все только начинается. Война в Украине принесет еще больше жестокости и крови. Но это вторжение спровоцировало реакцию, которую ее архитектор не предусмотрел: что не только Путина нужно остановить в Украине, путунизм нужно уничтожить. Такой решительности не было с 2001 года. Это сражение более важно, чем предыдущее. И поэтому нельзя повторять ошибки старой битвы.