UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Guardian: Российские солдаты отказываются идти в "мясорубку" войны в Украине

Солдаты говорят "нет" своим офицерам, зная, что их не накажут, потому что Россия технически не в состоянии войны.

Когда солдатам элитной российской бригады приказали в начале апреля готовиться ко второй отправке в Украину, их охватил страх. До начала войны подразделение базировалось на российском дальнем востоке. В начале вторжения его бойцы отправились в наступление из Беларуси на территорию Украины, где их ждало мощное сопротивление украинской армии.

«Очень быстро стало ясно, что далеко не все согласны с этим. Многие просто не хотели возвращаться туда. Я хотел вернуться домой к семье и не в гробу», - сказал The Guardian российский солдат по имени Дмитрий. Он попросил британских журналистов изменить его имя.

Вместе с еще 8 солдатами Дмитрий сказал командованию, что отказывается участвовать во вторжении.

«Их это разозлило. Но, наконец, они успокоились, потому что на самом деле не могли ничего сделать», – рассказал он.

Вскоре его перевели в Белгород, город неподалеку от украинской границы, где он продолжает служить после своего отказа.

«Я в армии уже 5 лет. Мой контракт истекает в июне. Я дослужу оставшееся время, а потом уберусь отсюда. Мне нечего стыдиться. Мы официально не в состоянии войны. Так что никто не может меня заставить пойти туда», – объяснил Дмитрий.

The Guardian пишет, что случай российского солдата иллюстрирует проблемы, с которыми столкнулась армия России из-за политического решения Кремля не объявлять формально войну Украине. Москва же называет вторжение, которое длится уже три месяца, «специальной операцией». По российским законам, солдат, которые отказываются воевать против Украины, могут уволить. Но их не могут судить за это, – говорит юрист Михаил Беняш. Он консультирует российских военных, которые отказываются идти на войну. По словам юриста, «сотни и сотни» солдат обращаются к нему за советом, как им избежать отправки на поле битвы. Среди них 12 бойцов российской Нацгвардии из Краснодара, уволенных после того, как они отказались от отправки на украинскую территорию.

Читайте также: Солдаты РФ перестают доверять командирам и думают об отказе от участия в войне против Украины — СБУ

 «Командиры пытаются запугать солдат, угрожая тюрьмой. Но мы говорим им, что они имеют право сказать «нет». Нет законных оснований открывать уголовные дела, если солдат отказывается воевать, находясь еще на российской территории», – объяснил Беняш.

Он добавил, что многие российские солдаты выбирают сценарий, по которому их уволят или переведут в другую часть вместо того, чтобы отправиться «в мясорубку». Такой же выбор сделал и 23-летний российский солдат Сергей Боков. В апреле он решил уйти из армии после участия в войне против Украины.

«Наши командиры даже не спорили с нами, потому что мы были не первые, кто захотел уволиться», – рассказал Боков.

Беняш говорит, что согласно российским законам солдатам будет труднее отказываться идти в бой, если Россия откровенно назовет войну войной.

«В военное время правила совсем другие. Отказ в таком случае будет предусматривать более жесткое наказание. Солдатам будет угрожать тюрьма», – объяснил юрист.

Не известно, сколько российских военных отказались воевать против Украины. Но такие истории иллюстрируют проблему, которая, по мнению военных экспертов и западных правительств, стала одним из главных препятствий российскому успеху в Украине. России остро не хватает пехотинцев. В феврале Москва отправила на войну 80% своих сухопутных сил – 150 тысяч солдат. Но российская армия понесла тяжелые потери из-за проблем с логистикой, низкой морали и недооценки украинского сопротивления.

«Путину придется принять решение по мобилизации в ближайшие недели. России не хватает сухопутных подразделений, сформированных из контрактных солдат, чтобы можно было проводить стабильные ротации. Войска истощаются. Они так выдержат не долго», – сказал военный аналитик Роб Ли.

По его словам, один из вариантов для Кремля – это позволить отправлять на войну срочников, несмотря на обещания Путина этого не делать.

Читайте также: The Times: «Русские солдаты насиловали меня, пока мой напуганный сын плакал»

«Срочники могут восполнить определенные пробелы, но у них очень слабая подготовка. Многие подразделения, которые должны тренировать срочников, сами уже воюют», – объяснил Ли.

Однако, по его мнению, без батальонов, сформированных из срочников, Россия скоро потеряет возможность удержать под контролем те территории Украины, которые она уже захватила. Тем более что ВСУ начали получать лучшую военную технику от стран НАТО. Российские власти тайно пытаются завербовать новых солдат, поскольку уже стало ясно, что скорой победы в Украине не будет. Минобороны размещает объявления на сайтах по поиску работы, предлагая людям без всякого боевого опыта короткие контракты с высоким уровнем оплаты. Некоторые крупные государственные компании получили письма с требованием отправить своих сотрудников в армию. Россия также использует наемников через связанную с Кремлем группу "Вагнер". Но аналитики говорят, что добровольцы и наемники вряд ли прибавят такое же количество новых солдат, как полномасштабная мобилизация.

Были разговоры о том, что Путин формально объявит войну Украине на 9 мая. Но этого не вышло. Эксперт московского «Центра Карнеги» Андрей Калесников говорит, что власти не хотят объявлять мобилизацию, боясь настроить против войны большую часть населения. Россияне «может и поддерживают конфликт, но они сами не хотят воевать», – пояснил он. Масштабная мобилизация приведет к «колоссальным потерям среди нетренированных солдат».

Читайте также: Есть две причины, по которым Россия не объявляет общую мобилизацию — Буданов

Нынешний статус-кво позволяет российским солдатам легально отказываться от отправки в Украину. Однако некоторые военные жалуются, что благодаря необъявленной войне их командиры также могут отказывать им в адекватном обращении. Сержант армии РФ был ранен во время украинской атаки на российской территории вблизи границы. Его командир сказал, что он не получит денежную компенсацию за ранение, как того требует закон России. Потому что он был ранен на российской территории, а значит, «не участвовал в спецоперации».

«Это не честно, я участвую в этой войне так же, как и солдаты в Украине, рискую своей жизнью. Если мне не выплатят компенсацию, я начну говорить об этом публично и раздую проблему», – сказал российский сержант.