Аргентинские супруги, проживавшие в Словении, мексикано-греческий фотограф, управлявший магазином пряжи в Афинах, а теперь и трое болгар, арестованных в Великобритании. За последний год полиция и службы безопасности по всему миру обвинили многих людей, живущих, казалось бы, обычной жизнью, в том, что они на самом деле агенты или оперативники разведки России.
Многих других обвинили в передаче информации России. В частности, это произошло с охранником британского посольства в Берлине, которого приговорили к 13 годам заключения, а также более десятка человек, арестованных в Польше по обвинению в выполнении различных задач для российской разведки, пишет The Guardian.
Многое о трех болгарах, арестованных в Британии по подозрениям в шпионаже, остается неизвестным. Им предъявлены обвинения, но суд над ними состоится только в январе. И британские власти пока не обнародовали подробности этих обвинений.
«Но с другой стороны ясно одно: с тех пор, как Владимир Путин начал полномасштабное вторжение в Украину в прошлом году, Москва вынуждена прибегнуть к более рискованным и менее традиционным методам шпионажа, главным образом потому, что многие шпионы, которых она прикрывала дипломатическим статусом в Европе, были высланы из стран», – объясняет издание.
Традиционно все три главных российских службы безопасности: ФСБ, СВР и военная разведка ГРУ – разместили своих агентов за рубежом под дипломатическим прикрытием. Они также использовали оперативников, выдававших себя за российских бизнесменов, туристов или журналистов.
Война сделала все это гораздо сложнее. По оценкам «Центра стратегических и международных исследований», за первые три месяца войны из российских посольств было выслано более 450 дипломатов, большинство из них – из Европы.
«Время после начала войны со всеми высылками было судьбоносным для российской разведывательной системы, и они пытались заменить ее разными вещами», - сказал весной один европейский разведчик в интервью The Guardian.
Многие пути, которые Россия ранее использовала для своих агрессивных шпионских операций, были перекрыты. Когда Сергея Скрипаля отравили «Новичком» в 2018 году, быстро стало известно, что за этим стоят агенты ГРУ, которые использовали российские паспорта, выданные на подставных лиц, для получения британских виз.
Группа Bellingcat отследила номера их паспортов до конкретного паспортного стола в России, что позволило идентифицировать многих других оперативников ГРУ, использовавших паспорта со схожими серийными номерами, и разоблачить многочисленных российских агентов.
Кроме того, с началом войны российским гражданам стало гораздо сложнее получать визы для поездок в Великобританию или Шенгенскую зону, а это значит, что людям вроде отравивших Срипаля агентов теперь будет сложно получить визы, даже если их связи с ГРУ не будут обнаружены.
Все это означает, что Россия перешла к активизации «спящих» агентов или более активной шпионской работе с помощью неофициальных оперативников. Это могут быть граждане третьих стран или «нелегалы» – российские оперативники, выдающие себя за граждан третьих стран и годами тщательно выстраивающие свое прикрытие.
Оставшиеся с советских времен нелегалы традиционно не занимаются активной шпионской деятельностью, что позволяет им вливаться в общество для выполнения долгосрочных миссий.
Однако за последний год, по меньшей мере, 7 вероятных нелегалов-шпионов были разоблачены на Западе: в Норвегии, Бразилии, Нидерландах, Словении и Греции. Некоторым из них удалось скрыться и, вероятно, они вернулись в Россию. Остальные все еще находятся под арестом на Западе.
Трех подозреваемых шпионов в Британии арестовали в феврале, через 2 месяца после того, как «Марию Майер» и «Людвига Гиш» арестовали в Любляне. Словенские власти считают, что эта пара россиян, выдававших себя за аргентинцев, на самом деле были кадровыми офицерами СВР.
«Майер» руководила художественной галереей в Любляне и использовала свою работу под прикрытием для частых поездок, в том числе в Великобританию. Неизвестно, выполняла ли она шпионские задачи в королевстве, и нет никаких публичных доказательств, связывающих ее или других российских оперативников с тремя болгарами, которым предъявлены обвинения.