UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Guardian объясняет, почему 2020 год стал "настоящей катастрофой"

2020 был не только датой в календаре: год превратился во врага человечества.

Без сомнения, пандемия коронавируса стала одной из самых критических ситуаций, которая всколыхнула мир. Достаточно легко обвинять COVID-19 во всех проблемах, но пандемия продемонстрировала, что люди не умеют учиться на собственных ошибках. 2020 стал настоящей катастрофой, но виноват ли в этом только коронавирус? Британская газета The Guardian попыталась выяснить, почему 2020 год был таким тяжелым.

Люди с нетерпением ждут конца 2020 года. В этом году праздничный дух напоминает взгляд Карла Маркса на религию: это одновременно и демонстрация страданий людей, и протест против этих же страданий.

Конечно, люди устали, и большинство согласится, что 2020 год был ужасным. Сам 2020 стал не только датой в календаре: год превратился в настоящего врага человечества.

Слова "2020 год должен остановиться и выпустить меня, я уйду", - стали одним из самых популярных интернет-мемов.

В истории было много случаев, когда «нечеловеческие сущности» «брали на себя вину» за последствия человеческих действий. В январе в возникновении COVID-19 обвинили летучих мышей в Ухане. Но идея о том, что животные несут ответственность за распространение вируса только скрывает правду. Вырубка лесов, ухудшение экологической ситуации, торговля природой - все это создает условия, в которых возникают новые болезни, и все это является следствием поступков человека.

В апреле было нормально говорить о самом коронавирусе так, будто это человек, со своими чувствами, убеждениями и намерениями. Размышляя о своем опыте с COVID-19, британский премьер-министр Борис Джонсон назвал вирус "невидимым грабителем", врагом, с которым надо бороться. Он был не единственным политическим лидером, который обратился к подобным метафорам.

Как только это «обрамление» попало в общественное сознание, мир начал представлять себе борьбу против COVID-19 как настоящую войну между людьми и вирусом, превращая эту борьбу в  вопрос личного достоинства. «Выезд соседей на солнечные ванны в парке» стал более актуальным беспокойством, чем любые другие проблемы.

Есть что-то успокоительное в поиске общего врага в «нечеловечной сущности». Такая «стратегия» помогает подавить фундаментальные разногласия по управлению пандемией и освобождает людей от выявления закономерностей, определения ответственности, поиска альтернатив.

К тому же, обвинение коронавируса во всех проблемах отвлекает от политических неудач. Сейчас люди уже привыкли к тому, что жизнь теперь проходит под «сопровождением» онлайн-платформ и соцсетей.

Человечество давно обвиняет провидение или природу в последствиях собственных действий. В 1755 году разрушительное землетрясение в Лиссабоне убило десятки тысяч людей, что повлекло важную философско-богословскую дискуссию о Божьих намерениях и присутствии зла в мире. Это был поворотный момент в оптимистическом мировоззрении, которое характеризовало дух эпохи Просвещения. Однако, как отмечал в одном из своих писем философ Жан-Жак Руссо, "большинство наших физических несчастий - это наша работа".

Обвиняя разные вещи во всех несчастьях, люди становятся неспособными бороться с кризисом и учиться на собственных ошибках. Следующее десятилетие может принести еще более страшные проблемы. По мере ухудшения экологической ситуации, новые катастрофы все чаще будут описываться как конфликт между природой и человечеством, а не как результат социальной системы, которая фактически разрушает экологию.

Люди должны противостоять этой категоризации, а также фатализму. Вместо того, чтобы обвинять силы, которые не поддаются человеческому контролю, во всех катастрофах, стоит больше уделять внимания деталям, изучить неудачи правительств и исследовать вклад общества в опустошение планеты. Для того, чтобы достичь положительных изменений - стоит действовать коллективно.

Также важно не «психологизировать» кризисные ситуации. При этом, думать, что все улучшится в следующем году только потому, что этот год был ужасным - опасная иллюзия. Для того, чтобы положительные изменения пришли, могут понадобиться реальные действия, резюмирует газета.