Исполнительные власти ЕС отказываются от идеи ограничения цены на российский газ, но поддерживают введение налогов на «избыточные» доходы энергетических компаний, согласно попавшему в СМИ проекту, сообщает The Guardian.
Проект регламента «инструмента для чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики», с которым ознакомилось издание The Guardian, не предусматривает ограничения цены ни на российский, ни на импортный газ после того, как страны ЕС не смогли договориться об установлении предельной цены на прошлой неделе. Ожидается, что ЕС введет налоги на сверхприбыль энергетических компаний, работающих с ископаемым топливом, с ограничением на доходы производителей электроэнергии с низким содержанием углерода.
Вероятно, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен обнародует план ЕС по борьбе с ростом цен на электроэнергию, когда выступит с речью в среду, 14 сентября.
Окончательный текст регламента все еще может измениться, но проект выражает сомнения Еврокомиссии относительно получения достаточной поддержки со стороны государств-членов ЕС для установления ограниченной цены на российский газ, поскольку РФ превратила поставки энергоносителей в оружие.
Страны Европы, импортирующие большие объемы газа из России, включая Венгрию, Словакию и Австрию, выступили против ограничения цены на российский газ, поскольку они опасаются, что Кремль заблокирует все газовые потоки, погружая страны блока в рецессию. Российский президент Владимир Путин уже пригрозил прекратить экспорт энергоресурсов в Европу, если такой план будет согласован.
Около дюжины стран, включая Францию и Польшу, хотели бы ввести ограничение цены на весь импортируемый газ, что, по их мнению, является лучшим способом сдерживания резкого роста цен. Еврокомиссия без энтузиазма воспринимает такую идею, потому что опасается, что ЕС проигрывает странам, готовым платить больше на высококонкурентном рынке сжиженного природного газа.
Нидерланды и Дания осторожно относятся к любому ограничению цены, в то время как Германия опасается, что ограничение цены на российский газ может вызвать разногласия.
Поскольку страны-члены разделены, Еврокомиссия, отвечающая за разработку правовых предложений ЕС, ищет шаги, которые объединят клуб из 27 членов. Правительства ЕС в значительной степени поддерживают ограничение цены на электроэнергию из источников с низким содержанием углерода, таких как возобновляемые источники энергии или ядерная энергия, и передачу средств уязвимым домохозяйствам и предприятиям.
Нефтегазовые компании могут столкнуться с отдельным налогом на сверхприбыль, который называют «вкладом солидарности». В просочившемся в СМИ документе Еврокомиссия оценивает, что в 2022 году доходы нефтяных, газовых и угольных компаний возрастут в пять раз. Эти «избыточные» и «неожиданные» доходы не являются результатом каких-либо экономических или инвестиционных решений, это следствие «непредсказуемого развития событий на энергетических рынках в результате войны РФ против Украины». В документе не указывается ставка налога на сверхприбыль.
Страны ЕС также должны согласовать обязательную цель сокращения использования электроэнергии в часы пик.
Европа боролась с резким ростом цен на газ еще до войны РФ против Украины. Ограничения предложения усилились из-за рекордно засушливого лета 2022 года, которое повысило спрос на кондиционеры, одновременно уменьшив объемы гидроэнергии. К тому же половина устаревших ядерных реакторов Франции была отключена из-за проблем с безопасностью, что изменило традиционную роль страны как экспортера электроэнергии в соседние страны.
Министры энергетики стран Евросоюза 9 сентября не смогли договориться об ограничении цен на газ. Это предложение сорвала Венгрия. Однако страны G7 и ЕС обнародовали ряд намерений, призванных волевым усилием поставить точку в кризисе с ценами на нефть и газ.
Еврокомиссия должна предоставить четкие предложения по ограничению цены на весь импортируемый газ. А в конце сентября эти предложения будут утверждены министрами энергетики стран ЕС. Также 9 сентября стало известно, что страны G7 планируют ограничить цену на нефть РФ на уровне 60 долларов за баррель.
О последствиях и рисках введения ограничения цены на нефть РФ читайте в статье Олега Гетмана «Нефтяные доходы РФ радикально изменятся только в случае введения ценового ограничения».