UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: России становится все труднее делать вид, что у нее все под контролем

Издание объясняет, почему в случае успеха украинского контрнаступления россиян ждут еще более жесткие репрессии.

Через несколько часов после прорыва Каховской дамбы коллаборант Владимир Сальдо, управляющий оккупированной российской армией частью пострадавшей Херсонщины, выпустил видео. Стоя у окна административного здания в военной форме и каске, он пытался создать атмосферу нормальности.

«Новая Каховка и другие населенные пункты ниже течения живут как обычно. Проезжая мимо, я видел, как люди спокойно ходят по улицам. Заправки и магазины работают», – уверял он, хотя позади него через окно было видно, как паводковые воды поднимались на уже затопленной городской площади.

Даже по ту сторону границы, в самой России, спустя 15 месяцев после начала войны Владимира Путина против Украины становится все труднее делать вид, что все нормально, - пишет The Economist.

Смесь жестоких репрессий и неумолимой пропаганды держит общественность в основном под контролем. Но в последние недели война начала просачиваться в повседневную жизнь.

«В дорогом районе на юго-западе Москвы военные грузовики с ревом проносятся мимо автомобилей Tesla. Вербовщики возле супермаркетов пытаются агитировать прохожих в армию. На свиданиях молодые женщины жалуются на то, что им трудно поддерживать постоянные отношения, потому что их парней призвали в армию», - пишет The Economist.

Читайте также: Четверть украинцев считает, что Украине необходимо больше года для победы в войне — опрос

30 мая рой беспилотников атаковал Москву. Ни один из них не попал в цель: все они были либо сбиты, либо выведены из строя. Некоторые из них упали недалеко от элитного пригорода Barvikha Luxury Village. Были обстреляны деревни вблизи границы с Украиной в Белгородской области. Некоторые из них оказались под контролем проукраинских подразделений, совершавших вылазки через границу. Эти вторжения не встретили значительного сопротивления на начальном этапе: многие войска, ранее охранявшие границу, были передислоцированы на оккупированные Россией части Украины.

Подчиненные расходятся во взглядах

Среди российской элиты также растут признаки хаоса. Евгений Пригожин, контролирующий наемников «Вагнера», уже несколько месяцев критикует министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генерального штаба Валерия Герасимова, называя их некомпетентными бродягами. И его критика становится все громче. Недавно он заявил, что российские солдаты установили мины за позициями "Вагнера". Наемники также обнародовали видео, на котором избитый российский офицер признается, что он в нетрезвом состоянии стрелял по автомобилю "Вагнера".

Вторжение в Белгородскую область особенно разозлило Пригожина.

«Почему десятки тысяч людей, наших российских ребят, погибают, продвигаясь на Запад? Для того чтобы мы начали отдавать, шаг за шагом, куски Белгородской губернии, нашей родной русской земли? Почему все молчат о гибели этих мирных жителей? Где объяснение российскому народу, что мы отдаем свои территории и мирных жителей в жертву?», – кричал он.

У Путина привычка провоцировать конфликты среди своих подчиненных, чтобы укрепить свою роль незаменимого арбитра. Пригожин также играет роль полезного стимула для российской армии и упрека для богатых россиян, которым война не нравится. Но эти конфликты, как правило, не выходят на публику. Некоторые предполагают, что Пригожин может нападать на высший командный состав в ожидании территориальных потерь в Украине. Критикуя генералов, он может помочь отвести обвинения от самого Путина. С другой стороны, споры могут быть отражением борьбы между влиятельными группировками, чуствующими слабость арбитра.

Читайте также: Реакция Пригожина и губернатора Белгородской области на предложение Русского добровольческого корпуса о передачи военнопленных армии РФ

В последнее время Путин держится в тени, вероятно во избежание каких-либо ассоциаций с военными неудачами. Посещение детской клиники и встречи с региональными чиновниками были его единственными недавними публичными выступлениями.

«Его очевидная нехватка интереса к войне и шумные распри в высших эшелонах власти, какими бы ни были их причины, вероятно, оказывают деморализующее влияние как на российских солдат, так и на гражданское население», - пишет издание.

Российские пропагандисты пытаются успокоить общественность, настаивая на том, что Россия сорвала украинское контрнаступление еще до начала. Но их кадры с уничтоженными украинскими танками были высмеяны Пригожиным и военными блогерами. Большие территориальные потери, вероятно, приведут к дальнейшему росту напряженности в российских элитах. Ослабленный Путин, в свою очередь, вероятно, прибегнет к еще большим репрессиям, чтобы компенсировать потери на фронте. Пригожин призывает к введению военного положения, всеобщей мобилизации и восстановлению смертной казни.

Читайте также: WP: Украине будет труднее провести контрнаступление, чем операции в Харьковской и Херсонской областях в прошлом году

Что будет дальше, будет зависеть не только от успеха контрнаступления, но и от уступчивости элиты и настроений широкой общественности. До сих пор у Путина не было особых проблем с подавлением инакомыслия. Но многочисленные военные неудачи и публичные разногласия между его собственными приспешниками усложняют эту работу.

«Мы вступаем в неизведанные воды. И не только Украина нуждается в освобождении, но и Россия тоже», - сказал The Economist неназванный американский чиновник.