За 18 лет, прошедшие с момента вывода войск из Cектора Газы, Израиль вторгался туда дважды. Первым случаем была операция «Литой свинец», которая включала 15-дневное наземное вторжение в январе 2009 года. Вторая была операция «Защитный рубеж» в 2014 году, в ходе которой Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) провела 19 дней на территории Сектора.
«Третье наземное вторжение в ответ на массовые убийства мирных израильтян, совершенные ХАМАСом, контролирующим Газу, неизбежно. Оно, скорее всего, будет более масштабным, длительным и жестоким, чем все, что происходило раньше», – пишет The Economist.
Авиация, артиллерия и ракеты, запущенные с суши и моря, уже обстреливают Сектор Газа. Это происходит более масштабно и с меньшей сдержанностью или количеством предварительных предупреждений, чем во время предыдущих кампаний. Израильские чиновники заявляют, что ЦАХАЛ больше не применяет свою политику «стука по крышам», согласно которой военно-воздушные силы предупреждали о воздушных ударах, сначала запуская неопасный снаряд по ставшему целью зданию. По данным палестинского министерства здравоохранения в Газе, на сегодняшний день погибли по меньшей мере 900 палестинцев, многие из которых были гражданскими.
Израильские политические лидеры сейчас изучают вопрос масштаба наземного наступления. Один из вариантов – неглубокое вторжение вроде того, что произошло в 2014 году, когда ЦАХАЛ захватил территорию, прилегающую к границе. Это было сделано для того, чтобы перекрыть туннели, которые использовались для контрабанды продовольствия, боевиков и оружия. Силы Израиля остановились на окраинах больших городов во избежание городских боевых действий.
Другой – более глубокое вторжение с целью занять большую часть Сектора Газа, где проживает более 2 миллионов человек, включая вхождение в города, как это было в 2009 году. Однако эти подходы из прошлого могут показаться израильтянам неадекватными, учитывая широкое возмущение зверствами ХАМАСа.
«Масштабы будут больше, чем раньше, и суровее. Операция не будет чистой... Мы будем действовать очень, очень агрессивно против ХАМАС. Нам нужно изменить парадигму», – сказал спикер армии Израиля Ричард Хехт.
Израильские лидеры пообещали "уничтожить ХАМАС", а не просто ослабить его, как это было в прошлом.
«Эпоха переговоров с этими дикарями закончилась. Пора уничтожить инфраструктуру террора ХАМАС, полностью стереть ее с лица земли, чтобы подобные ужасы больше никогда не повторились», - заявил посол Израиля в ООН Гилад Эран.
Новости об ужасной резне в кибуце Кфар-Аза ухудшили настроения. Некоторые намекают на коллективное наказание.
«ХАМАС стал ИГИЛ, а жители Газы празднуют вместо того, чтобы ужаснуться. С озверевшими людьми обращаются соответственно», – сказал израильский генерал.
Дэниел Байман из Джорджтаунского университета заметил, что ХАМАС глубоко укоренился в Газе. Он проник в множество благотворительных организаций, школ и мечетей.
«Отделить ХАМАС от Газы – почти невозможное задание», – говорит он.
Повторная оккупация Газы остается маловероятной. Израиль оставил ее в 2005 году отчасти потому, что удерживать ее было очень дорого. Байман отметил, что на Западном берегу реки Иордан Израиль использует Палестинскую администрацию – соперника ХАМАСа – как своего рода вспомогательную силу. В Газе это не вариант. Использование израильских войск привело бы к тому, что значительная часть ЦАХАЛ увязла бы в болоте. На неспокойном Западном берегу реки Иордан войска стали бы недоукомплектованными.
«Последнее, чего бы хотели израильские политики, – это постоянный поток жертв из Газы, где еженедельно погибает все больше израильтян», – сказал Байман.
Альтернативным подходом могла бы стать расширенная версия "Литого свинца". Но к этому ЦАХАЛ еще не готов. Израильская армия мобилизовала 360 тысяч резервистов, то есть почти столько же, сколько во время войны Судного дня 1973 года. Однако многие из них – это не боевые солдаты, а балласт для разведывательных подразделений, эскадрилий ВВС и подразделений тылового обеспечения. ЦАХАЛ, вероятно, развернет две бронетанковые дивизии и одну более легкую воздушно-десантную дивизию, каждая из которых состоит из 5 бригад. Некоторые из этих подразделений ждут танки и другую бронетехнику, чтобы добраться до позиций вокруг Газы. Другие понесли потери за последние несколько дней боев с ХАМАС.
Если израильские лидеры в конце концов отдадут приказ о широкомасштабном вторжении, одна или две бронетанковые бригады с танками, вероятно, продвинутся на 6 километров к западу к побережью к северу от центрального города Дейр-аль-Бала, чтобы разрезать Сектор Газа пополам. Еще две-три бригады, вероятно, сосредоточатся на севере, в том числе вокруг города Газа, и еще одно-два подразделения – вблизи Хан-Юниса или Рафаха на юге.
Их целью, вероятно, будет уничтожение ХАМАСа и Палестинского исламского джихада. В фокусе будут лидеры и инфраструктура, по которым нельзя нанести удар с воздуха. ХАМАС построил несколько сотен километров тоннелей в Газе. Определение их входов и сброс взрывчатки будет первоочередной задачей. Самым большим вызовом будет война в городах, а это, как известно, грязное дело.
В 2014 году ХАМАС использовал небольшие, но хорошо вооруженные штурмовые отряды, оснащенные пулеметами, противотанковыми управляемыми ракетами и гранатами, иногда переодетые в форму ЦАХАЛ, чтобы нанести урон даже наилучшим израильским и бронетанковым формированием. Об этом говорит исследование аналитического центра RAND Corporation.
«Сопротивление израильским сухопутным войскам было искусным, адаптивным и проводилось слаженно. Личный состав был готов вступить в ближний бой с израильскими войсками и решительно выполнял миссии по проникновению и организации засад», – говорилось в анализе RAND.
Многое будет зависеть от того, кто: Израиль или ХАМАС, - сделает более эффективные выводы из этого предыдущего раунда боевых действий. ЦАХАЛ будет опираться на свой недавний опыт на Западном берегу реки Иордан. В июле две небольшие бригады общей численностью 1000 человек, без танков и боевых машин пехоты, вошли в город Дженин на 48 часов, разрушили десятки зданий, использовавшихся ХАМАС и «Исламским джихадом», и убили 12 палестинцев, почти все из которых, как считалось, были боевиками. ЦАХАЛ потерял всего двух солдат. Задача израильских военных в Газе будет облегчена еще и тем, что во время атаки в выходные ХАМАС потерял более 1500 бойцов, среди которых, вероятно, было немало наиболее мотивированных.
Успех Израиля в Дженине был достигнут главным образом благодаря тщательной планировке, хорошей разведке, быстрому передвижению и постоянному прикрытию беспилотников. Последнее будет невозможно повторить в Газе, учитывая, что для покрытия обширной территории понадобится очень большое количество БПЛА. Однако ЦАХАЛ может решить работать поэтапно, сосредотачиваясь на нескольких районах за раз.
Беспилотники будут еще более важны в этой кампании, поскольку во время рейда ХАМАС было уничтожено огромное количество наземных камер и датчиков вокруг Газы. Издание также напоминает, что 7 октября боевики убили полковника Роя Леви, командовавшего элитным подразделением ЦАХАЛ «Призрак». Это тайное разведывательное подразделение, предназначенное для поиска скрытых объектов врага.
Кроме задержек в сборе сил массированное вторжение столкнется еще с несколькими значительными препятствиями. Потери израильтян могут быть большие, что потенциально подтолкнет ЦАХАЛ к применению большей огневой мощи.
Армии Израиля также придется охранять свою северную границу на случай, если к боевым действиям присоединится "Хизболла". Города на севере Израиля были эвакуированы. Поздним вечером 10 октября Израиль также ответил на атаки со стороны Сирии артиллерийским огнем.
Дополнительным осложнением будет также наличие более 100 израильских и иностранных заложников, удерживаемых в Газе. ХАМАС угрожает казнить по одному заложнику каждый раз, когда Израиль будет наносить удары по гражданским домам «без предупреждения». Ультраправый министр финансов Израиля Бецалель Смотрич призвал ЦАХАЛ «не принимать во внимание вопросы заложников». Издание допускает, что израильская армия задействует спецподразделения для поиска и спасения заложников, если это возможно. Но ХАМАС, скорее всего, рассредоточил их на обширной территории, а некоторых могут содержать и под землей.
«В конце концов, израильские лидеры оказались между максималистскими призывами ликвидировать ХАМАС и невозможностью повторной оккупации Газы. Лидеры ХАМАС и значительная часть боевиков, скорее всего, выйдут из своих бункеров и восстановят контроль над сектором, как только ЦАХАЛ уйдет. Даже если Израилю удастся разгромить эту группировку, неясно, кому тогда Израиль поручит руководить территорией», – говорится в статье.
В течение своей долгой карьеры в израильской политике премьер-министр Биньямин Нетаньяху осторожничал в использовании военной силы, несмотря на свою публичную воинственность. Однако травма 7 октября – день, который президент Израиля Исаак Герцог назвал самым кровавым днем для евреев со времен Холокоста – может оказать глубокое влияние.