UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Из-за аннексий Путина никто теперь не знает, где границы России

До сих пор в Европе существовало молчаливое согласие с российской аннексией Крыма, но теперь оно исчезло, потому что российский автократ поставил полуостров в одинаковый статус с четырьмя оккупированными областями Украины.

«С чего начинается родина?». Патриотическая песня из прославлявшего КГБ советского фильма стала одной из любимых мелодий Владимира Путина. В 2010 году он неуклюже сыграл ее на фортепиано во время благотворительного концерта. Песня снова стала популярной в 2014 году, когда Россия отобрала Крым у Украины.

На этой неделе она получила иронический подтекст, пишет The Economist, напоминая, что Госдума формально аннексировала оккупированные регионы на востоке и юге Украины. И теперь российское правительство не может сказать, «с чего начинается родина».

Официально Россия заявила, что поглотила Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую области. Но из четырех регионов только Луганщина почти под полным российским контролем. Аннексию якобы оправдывают фальшивые референдумы, которые Россия инсценировала 23-27 сентября. Но Москва не может даже сделать вид, что посоветовалась с населением на территориях, которые она не контролирует. Украинская армия быстро наступает на нескольких направлениях. И фронт остается нестабильным. Третьего октября, когда Госдума собиралась голосовать по поводу аннексии, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков признался, что не может сказать наверняка, какая часть Херсонщины и Запорожья станет частью Россией. И это посеяло смятение.

«Впервые за многие столетия у России нет признанных западных границ. Если подумать о том, что Украина входит в одни районы, но не в другие, где мы проведем эту линию?» – сказал российский ученый в Финском институте международных отношений Аркадий Мошес.

Читайте также: Atlantic Council: Россия снова попыталась силой изменить границы Европы. Что дальше?

НАТО требует от армии Украины не использовать западное вооружение для атак на территории России. Но Россия теперь называет своей территорией значительную часть самой Украины. Союзники в альянсе отвергают аннексию. Но ввиду угроз Путина применить ядерное оружие, чтобы защитить свою страну, аннексия била нужна, чтобы расширить российский ядерный зонтик на оккупированные территории. Но армия Украины продолжает наступление там, где Москва только что провозгласила свою власть. И это подрывает веру в российские ядерные угрозы. Но размытость красных линий Кремля также немного повышает возможность обмена ядерными ударами из-за ошибки.

Провозглашение аннексии похоронило любые надежды Запада на то, что в ближайшее время может начаться перемирие и мирные переговоры. Президент Владимир Зеленский сказал, что готов вести переговоры только с преемником Путина. Официально западные союзники Украины поддерживают ее амбиции вернуть контроль над территориями, захваченными Россией с 2014 года. Но неофициально некоторые страны разделяют регионы, которые Москва захватила после 24 февраля, и так называемые республики на Донбассе. Крым часто относят в отдельную категорию. Многие страны, поддерживающие усилия Украины в обороне от российского вторжения, не спешат поддерживать амбиции Киева по возвращению контроля над полуостровом.

"Был раскол в ЕС между странами, поддерживающими американо-британскую линию о том, что Украина просто должна победить, и теми, кто стоит на стороне Парижа и Берлина, которым важно не унижать Россию, чтобы война закончилась через переговоры", - сказал эксперт Нидерландский институт международных отношений Клингендель Боб Дин.

Многие страны молча полагают, что Украина вряд ли сможет военным методом вернуть контроль над Крымом и скорее согласится признать российскую аннексию полуострова в рамках мирного соглашения. Даже США иногда посылали сигнал о том, что относятся к Крыму по-другому. Когда Украина нанесла удар по российской авиабазе на полуострове в августе, Пентагон подчеркнул, что американское оружие не было использовано в этой атаке. Теперь, когда Россия возложила все оккупированные украинские территории «в одну корзину» с Крымом, вообразить такую уступку стало еще труднее.

«До сих пор Крым был чем-то другим. Украинцы никогда не сказали бы это публично, но они знали, что в понимании Запада и России существовала эта разница. И, возможно, стоит подумать об окончании войны без возвращения полуострова. Но аннексия похоронила все это», – сказал эксперт аналитического центра European Council on Foreign Relations Густав Грессель.

С точки зрения международного закона, все российские аннексии одинаково нелегитимны. В территориальных спорах, рассматриваемых в Международном суде ООН, важнейшим аргументом стран остаются международные договоры и принцип uti possidetis, предусматривающий, что административные границы становятся государственными границами, когда территории обретают независимость. Признанные международным сообществом границы Украины с Россией проходят там, где они были на момент распада СССР в 1991 году. Страны пообещали уважать границы друг друга, подписав соглашение о дружбе в 1997 году и ратифицировав четкое соглашение о границах в 2003 году.

Читайте также: The Telegraph: В США считают, что Украина способна освободить Крым

Россия оправдывает аннексию Крыма и востока Украины вторжением НАТО в Косово в 1999 году, после чего в 2008 регион провозгласил независимость. Но Международный суд ООН постановил, что провозглашение независимости Косово легитимно потому, что это сделала свободно избранная законодательная власть, которая не была под военной угрозой. В Крыму так называемый референдум о независимости прошел под прицелом автоматов оккупационных войск. И крымский парламент тоже под наблюдением вооруженных российских военных проголосовал за «присоединение к России». Фальшивые «референдумы», организованные Москвой в сентябре, были еще более вопиющим мошенничеством. К примеру, в Донецке «результат» показал, что 99% людей якобы проголосовали «за» присоединение региона к РФ, что свидетельствует, что российские власти просто придумали эту цифру.

Лишь несколько стран признали аннексию Крыма. В большинстве своем это давние клиенты России, такие как Никарагуи и Сирия. Однако в 2014-2022 годах западная реакция была достаточно скромной и ограничилась лишь мягкими санкциями. Потому что некоторые правительства молча признали претензии России. В частных разговорах европейские дипломаты часто отмечали, что Крым, имевший автономный статус в составе Украины, в течение длительного периода был под российской властью и населен в основном этническими русскими.

«Многие считали, что даже если бы референдум провели свободно и честно, большинство людей все равно проголосовали бы за присоединение к России», - сказал Дин, который во времена аннексии Крыма был советником ОБСЕ.

Читайте также: «Это будет тяжелая битва»: американский генерал рассказал, какие трудности ждут ВСУ во время освобождения Крыма

Такие взгляды могут снова выйти на передний план, если нынешняя война снова зайдет в тупик, а Крым останется за российской линией фронта после начала перемирия.

«С точки зрения Берлина, идеальным результатом было бы заставить Россию вернуться к линиям по состоянию на 24 февраля, после чего начались бы определенные переговоры», – сказал эксперт Немецкого института по международным делам и вопросам безопасности Янис Клюге.

Но он заметил, что сейчас важно только то, как война разворачивается на местах. Если положение России будет настолько плохо, что она не сможет защитить Крым, Путина уже не будет у власти. 4 октября украинская армия продолжила быстрое наступление в Херсонской области. Российские линии обороны в регионе разваливались. И цель Украины вернуть себе все территории не кажется больше недостижимой.