Президентом Республики Китай, более известной как Тайвань, стала Цай Инвэнь – кандидат от "Демократической прогрессивной партии", которая твердо выступает за сохранение независимости страны.
В то время, как ее оппоненты из партии Гоминьдан, корни которой восходят к временам правления генерала Чана Кайши после поражения в войне против коммунистов в 1949 году, видят будущее Тайваня в объединении с материковой коммунистической страной в "единый Китай". КНР официально уже заявил, что его не радует победа Цай Инвэнь на выборах, что ставит под вопрос безопасность Тайваня.
Об этом на страницах The National Interest пишет бывший представитель США в ООН Роберт О'Браян. Он обращает внимание на предостережения бывшего капитана военно-морских сил США Джерри Хендрикса относительно опасностей, которые нависли над полупризнаной островной страной.
"Китайская стратегия повторяет действия России в Грузии, Крыму и Украине. Там российские войска действовали под пристальным наблюдением радаров США. Они провели операции будучи уверенными, что ни США, ни их союзники в НАТО не будут рисковать началом войны, чтобы восстановить порядок в регионе, который только что был уничтожен. Китай точно чувствует, что время на его стороне. Он постепенно расширяет свое влияние, избегая прямой конфронтации с США", - писал Хендрикс в своей статье на страницах National Review.
А эксперт Майкл Кол советовал президенту Цай Инвэнь "готовиться, что КНР может применить оружие и нарушить статус-кво" в отношениях с островным соседом.
Автор отмечает, что англоязычные издания в коммунистическом Китае активно освещали выборы в демократической Республике Китай. Пекин называет Цай Инвэнь не иначе как "эта женщина", избегая даже упоминания ее имени. КНР также осложнил участие Тайваня в ВОЗ, требуя, чтобы международная организация розсматривала Тайбэй частью материкового Китая и относилась к тайваньским представителям как в активистам неправительственных организаций.
Если президент Цай официально не провозгласит свою приверженность к "Консенсусу 1992 году", который определяет статус-кво "единого Китая", Пекин может усилить свое давление на Тайбэй. Новоизбранный президент демократической островной страны до этого времени избегала комментариев относительно "Консенсуса 1992 года". Тем временем, КНР может начать давить на 22 страны, которые до сих пор признают суверенитет Тайваня, и требовать от них разрыва дипломатических отношений с ним в пользу Пекина. Также коммунистический Китай может развернуть широкомасштабные военные учения в акватории возле острова.
В свою очередь, тайваньцы не кажутся встревоженными агрессивным поведением КНР. Возможно потому, что они за 70 лет уже привыкли к этому. На острове все: от таксистов до руководителей крупных компаний, - убеждены, что США придут на помощь, если вдруг окажется, что бряцание оружием со стороны КНР – это подготовка к вторжению. И такую их уверенность тяжело понять, учитывая то, как плохо администрация Барака Обамы вела себя со своими старыми союзниками. Белый дом проигнорировал мнение Израиля в вопросе соглашения с Ираном относительно ядерной программы, а президент США также называл британские Фолклендские острова "Мальвинскими островами", как принято в Аргентине.
Тайваньцы придерживаются несколько наивных взглядов на Америку. Они до сих пор думают о США как о старом и верном союзнике, который сражался против Японии во времена Второй мировой войны, как о дружеской демократии, которая не испугается Китая.
Бывший представитель США в ООН также обращает внимание на то, что жители Тайваня заинтересованы в торговле с КНР, однако они точно не хотят, чтобы Си Цзиньпин вдруг оказался и их лидером тоже. Они не верят в возможность объединения под лозунгом "одна страна – две системы", как это было в Гонконге и Макао. Тайвань понимает, что это лишь "фиговый листок", который не защитит их развитую демократию и экономику.
Поэтому автор советует президенту Цай Инвэнь вести себя осторожно в отношениях с КНР и не рассчитывать, что "американская кавалерия на подходе" в случае чего. Ей следует укрепить оборонную способность Тайваня, начав с увеличения расходов на армию до 3% от ВВП. Демократической Китайской Республике также стоит как можно быстрее стать членом Транстихоокеанського партнерства, чтобы лишить КНР возможности начать экономический шантаж. Интеграция с другими тихоокеанскими демократиями может создать неудобства во внутренней политике, но пойдет на пользу безопасности островного страны. Также автор советует Тайбэю начать работу в своей зарубежной политике, склоняя мировое сообщество к поддержке самоопределения Тайваня.
"Тайвань, как и Украина, и некоторые другие страны в недавнем прошлом напомнили нам, насколько хрупка свобода и демократия, когда экспансионистские авторитарные режимы подкрадываются, а США как раз решает отступить", - говорится в статье.
Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, когда туда бежали остатки сил Гоминьдана, потерпевшего поражение в гражданской войне с китайскими коммунистами. КНР по-прежнему считает остров одной из своих провинций и добивается объединения с ним.
Ранее сообщалось, что Китай представил свою военную стратегию. В частности, на фоне разгорающейся напряженности в Южно-Китайском море на спорных территориях, в стратегии прокомментирована позиция Китая следующим образом: "Некоторые соседи предпринимают провокативные действия и укрепляют военные присутствие на рифах Китая и островах, которые они нелегально оккупировали. Некоторые третьи страны (не являющиеся соседями, намек на США - ред.) также вмешиваются в дела Южно-Китайского моря, ведут слежку и разведку против Китая".