Два отдельных, но связанных между собой расследования, похожи на бомбу замедленного действия, готовую вот-вот взорваться у дверей Белого дома, пишет обозреватель британского издания The Times Джерард Бэйкер. Первое дело – о нарушении правил финансирования избирательной кампании – может предоставить доказательства преступной деятельности Трампа и привести к его политическому фиаско. По второму расследованию – о сговоре между Россией и кампанией Трампа во время американских президентских выборов 2016 года – может не быть настолько веских доказательств незаконной деятельности, но оно приведет к гораздо более серьезным последствиям, чем любое обвинение против действующего президента. События этой недели приближают нас к кульминации этих расследований.
Накануне бывшего адвоката и советника Трампа Майкла Коэна приговорили к трем годам тюремного заключения. Одним из его преступлений было организация дачи взятки порноактрисе Стеффани Клиффорд (псевдоним Сторми Дэниэлс) и бывшей модели журнала Playboy Карен Макдугал в преддверии кампании 2016 года, чтобы они молчали о своих связях с Трампом. Согласно обвинительному заключению, направленному в прошлую пятницу в суд, выплата осуществлялась "в координации и по указанию Индивида 1". На случай, если вы сомневаетесь, Индивид 1 – это не персонаж последнего сиквела "Матрицы". Согласно заключению, это "тот, кто провел успешную кампанию на пост президента США". Очевидный вывод, который исходит из информации, предоставленной Коэном, состоит в том, что президент США также нарушил федеральный закон.
Юристы ведут оживленную дискуссию о том, можно ли предъявить обвинения действующему президенту. Большинство из них сходятся в мысли, что это невозможно, так что любые судебные иски будут поданы уже после того, как он покинет свой пост. Тогда, вероятно, это уже мало кого будет волновать. Но даже, если против Трампа будет возбуждено уголовное дело, на данный момент кажется маловероятным, что президент будет сидеть в тюрьме. Несмотря на то, что эти нарушения являются фелонией, осужденные редко попадают в тюрьму. Трамп, в принципе, может быть виновен в совершении уголовного преступления, но избежать ответственности из-за своей должности.
Давайте рассмотрим еще один случай. Коэн также признался во лжесвидетельстве Конгрессу о намерениях Трампа построить Trump Tower в Москве (так называемый Московский проект). В обвинительном акте спецпрокурор Мюллер утверждает, что Коэн солгал Конгрессу "для того, чтобы минимизировать связи между Московским проектом и Индивидом 1". Также в акте говорится, что Коэн координировал с Трампом работу над строительством Trump Tower в Москве вплоть до начала избирательной кампании 2016 года. В рамках сотрудничества со следствием Коэн предоставил ценную информацию о связи кампании Трампа с Россией.
"Тайного сговора нет!" – президент практически ежедневно пишет об этом в своем Twitter. И, по крайней мере, пока что это правда. Мюллеру еще предстоит предоставить доказательства того, что Трамп сотрудничал с членами правительства президента РФ Путина. К тому же, даже если сговор был, неясно, какое именно преступление, возможно, было совершенно. По факту, нет закона, запрещающего вести переговоры с иностранцами кандидатам в президенты.
На данный момент известно наверняка о пятерых людей в орбите Трампа, которые связывались с россиянами во время избирательной кампании. Также мы знаем, что в преддверии кампании организация Трампа рассматривала возможность коммерческого сотрудничества с Россией.
Но это Россия. Не Канада или Каймановы острова. Это страна, которая неоднократно нападала на союзников Америки. Страна, которая незаконно аннексировала территорию суверенного европейского государства и продолжает военные действия, направленные на дестабилизацию Украины. Российское правительство убивало критиков внутри страны и за рубежом. РФ проводила незаконные кибератаки с целью вмешательства в демократический процесс в США и в странах-союзниках, таких как Франция. Она неоднократно препятствовала достижению стратегических целей США на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и в других местах.
Есть высокая вероятность того, что Мюллер будет утверждать о том, что Трамп и его соратники препятствовали правосудию, пытаясь помешать "российскому расследованию". Но он также может прийти к выводу, что Трамп и его советники не нарушали никаких законов в своих контактах с россиянами.
Связи с Россией, возможно, и не являются преступлением. Но некоторые грехи могут быть гораздо хуже, чем нарушение закона.
Напомним, в июле офис Мюллера раскрыл схему взлома для вмешательства в выборы в 2016 году. Во вмешательстве в американские выборы обвиняют, в том числе, 12 сотрудников Главного разведывательного управления России.