UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сунниты могут побороть "Исламское государство" - FT

Отсутствие лидеров суннитского большинства является основной проблемой на Ближнем Востоке.

В поисках выхода из сирийской войны международной общественности не стоит упускать из виду возможный вклад в эти усилия суннитского большинства, которое может стать противовесом в борьбе с "Исламским государством", говорится в статье "Пропасть в центре сирийского кризиса" на страницах британской газеты The Financial Times.

В прошлом месяце после терактов в Париже Совет Безопасности ООН однозначно обозначил необходимость борьбы с ИГ с использованием оружия. "Франция активизировала усилия в этой борьбе, США и Россия, у которых имеются разногласия по поводу Украины и Ближнего Востока, даже Великобритания расширяет свою скромную роль в борьбе против ИГИЛ в Ираке и Сирии, и могло показаться, что главные внешние игроки начали объединяться", - говорится в статье.

На саммите в Вене было оговорена необходимость политического переходного периода в Сирии. Впрочем, как подчеркивает автор, США и Россия – два больших игрока, втянутые в сирийский конфликт, по-прежнему по-разному видят его разрешение. Коалиция под руководством США при поддержке Турции и суннитских оппозиционных группировок ведет борьбу с боевиками ИГ. Президент Владимир Путин, который заручился поддержкой Ирана и "содействует режиму шиитского меньшинства", видит своей целью поддержать режим Асада. Путин утверждает, что Россия борется против ИГ, но как пишет автор, сосредоточил свои усилия против суннитских оппозиционных сил, которых поддерживают США, Саудовская Аравия, Турция и Катар. В статье подчеркивается, что укрепляя режим меньшинства, который строится вокруг квазишиитской алавитской общины Асада, Москва раздувает пламя межконфессионального противостояния, охватившего и разделяющего Левант.

Обама унаследовал последствия вторжения президента Джорджа Буша в Ирак в 2003 году, "когда на смену суннитской тирании пришло ИГ". Автор называет действия Буша в Ираке безрассудными и беспомощными, а Обамы в Сирии – "смертельно" двузначными. Защитники считают, что он прав в своей нерешительности по отношению к конфликту. "Но это не то, что он сделал на самом деле. Он призвал к свержению Асада, но не дает никаких возможностей суннитским оппозиционным силам для достижения этого, тем самым добавляя суннитам ощущения предательства", - говорится в статье.

США и их союзники правы, что, пока Асад при власти шансы заручиться поддержкой умеренных суннитов в борьбе против ИГ почти нет, пишет автор. Но и Россия, и Иран не правы, когда утверждают, что убедительной альтернативы Асаду нет.

Отсутствие основного суннитского руководства говорит об упадке региона, говорится в статье. Таким образом, получается, что сегодня заполнить вакуум власти способны лишь радикальные экстремисты из числа суннитов.

Автор считает, что Ближний Восток остро нуждается в суннитской "повестке дня", которая учитывала бы права национальных меньшинств и отдельных граждан.

Читайте также: Спецназ США захватил живым одного из лидеров "Исламского государства" - СМИ

Несмотря на заявленную Россией цель военной кампании - борьба с боевиками "Исламского государства", западные государства во главе с США, а также Турция и Саудовская Аравия утверждают, что цели бомбардировок РФ в Сирии - в первую очередь, сирийские повстанцы, оппозиционные к Асаду, а не террористы "ИГ".

В то же время агентство Bloomberg писало, что Путин выступает за досрочные президентские выборы в Сирии, по итогам которых президент Башар Асад мог бы получить новый мандат.

Анализируя цели России в Сирии, Виктор Каспрук в статье Сирийский "бикфордов шнур" Путина для ZN.UA отмечает, что "путинская игра" заключается в том, что ему совершенно не нужна вся Сирия. Ведь для полного контроля над ее территорией у Российской Федерации нет ни военных, ни финансовых ресурсов.

А вот организация образования наподобие "Алавитской народной республики" (во главе с сохраненным Башаром Асадом), территория которого будет пролегать вдоль сирийского побережья Средиземного моря, - та программа минимум, к достижению которой Кремль может приложить остатки всех своих сил.