Новая эра глобального перевооружения набирает обороты, и она будет означать огромные затраты и ряд сложных решений для западных правительств, уже имеющих проблемы с нестабильными государственными финансами. Несмотря на то, что в прошлом году мировые расходы на оборону достигли рекордных 2,2 триллиона долларов, страны Евросоюза только начали задумываться, в чем будет нуждаться безопасность XXI века при наличии агрессивной России, нестабильного Ближнего Востока и растущей китайской армии, которая перетягивает внимание Вашингтона в Тихом океане, пишет Bloomberg.
Политические лидеры приветствуют себя с прогрессом в достижении целей НАТО, согласно которым члены альянса должны выделять на оборону 2% ВВП. Но чиновники, занимающиеся вопросами безопасности, говорят, что для выполнения планов альянса военные бюджеты, возможно, придется поднять до уровня расходов холодной войны — то есть 4%. Если США и их союзники по G7 достигнут такого уровня, это будет равносильно более 10 триллионам долларов дополнительных обязательств в течение следующего десятилетия, согласно расчетам Bloomberg Economics.
"Жестокая реальность для США и их союзников заключается в том, что успехи Владимира Путина в Украине означают, что им необходимо резко усилить оборону в Восточной Европе одновременно с созданием противовеса Китаю — в то время, когда Пекин наращивает сотрудничество с Москвой", — пишет Bloomberg.
Глава КНР Си Цзиньпин недвусмысленно заявляет о стремлении подчинить Тайвань, если понадобится, силой, и все чаще заявляет о территориальных претензиях Китая в других регионах Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти двойные угрозы заставляют западных лидеров — и их избирателей — решать проблемы, связанные с налогами, социальным обеспечением и назревавшими годами государственными займами.
Анализ Bloomberg Economics показывает, что растущее бремя подготовки к войне создаст новую финансовую парадигму для большинства членов НАТО. Достижение уровня в 4% заставит более слабые государства сделать болезненный выбор между еще более глубоким уровнем заимствований, значительным сокращением других частей бюджета или повышением налогов.
Франция, Италия и Испания особенно пострадают, если дополнительные расходы будут финансироваться через рынки облигаций, а государственный долг Рима к 2034 году вырастет до 179% от объема производства со 144% в этом году. Даже США, уже выделяющие на оборону 3,3% ВВП, в случае увеличения военного бюджета до 4% в течение следующего десятилетия увидят рост заимствований до 131% с 99%.
Хотя войны в Украине и Газе привлекли внимание к Европе и Ближнему Востоку, резкое увеличение военных бюджетов — явление глобальное. В 2024 году расходы на оборону Китая возрастут на 7,2% — больше всего за последние пять лет. Как ремилитаризованный мир сможет смириться с такими обязательствами, учитывая ограниченные налоговые поступления и растущие потребности в социальном обеспечении и здравоохранении, станет острым политическим вопросом в ближайшие годы.
Напомним, что ранее газета The Wall Street Journal писала, что угроза со стороны России ставит страны Европы перед выбором увеличить расходы на оборону или защитить социальные выплаты. Европейские страны отдают себе отчет в опасности, которую представляет Россия, но стоимость создания надежной обороны настолько велика, что ставит под угрозу социальную модель Европы.